Он сумел прославить кыргызский балет на всесоюзных и международных фестивалях. За годы творческой деятельности выдающийся артист воплотил на сцене более тридцати ведущих партий мировой классики. Самыми знаменитыми его работами стали партии Альберта ("Жизель"), Хозе ("Кармен-сюита"), Спартака (из одноименного балета Хачатуряна), Нурдина ("Чолпон"). Но он всегда особенно выделял роль Касыма в балете-оратории "Материнское поле" по произведению Чынгыза Айтматова.
Кочкорский бриллиант
Его таланту рукоплескали зрители Европы, Африки и арабских государств. Экс-министр культуры, а ныне спецпредставитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой называл Базарбаева гением балета всесоюзного масштаба. А ведь родители маленького Чолпонбека даже не помышляли, что он увлечется классическими танцами, и долгое время не догадывались о его прекрасных хореографических данных.
Базарбаев родился в Кочкорском районе, в семье служащих. Так откуда же взялась в сельском пареньке творческая жилка? Возможно, передалась генетически. Его отец, прошедший Великую Отечественную войну, когда-то в молодости занимался в драматическом кружке и мечтал стать артистом.
Однажды в сельскую школу, где учился Чолпонбек, приехали педагоги-хореографы из Фрунзе. Они сразу заметили юношу, и ни у кого не было сомнений, что он в будущем станет выдающимся танцовщиком. Но сначала родители вовсе не хотели отпускать его в столицу, ведь Чолпонбек был старшим сыном в многодетной семье и главным помощником. Да и сам он не сразу понял, куда и зачем его приглашают, но рассказы о величии балета и сцены его поразили.
Тянь-шаньский Васильев
Постигать науку хореографического искусства было невероятно тяжело, но юному Чолпонбеку было не занимать упорства и умения кропотливо трудиться. Пока однокурсники отдыхали от занятий, он оттачивал прыжки и балетные движения в училище, которое теперь носит его имя. Окончательной огранкой артиста балета стала годовая стажировка в Большом театре.
После возвращения из Москвы Чолпонбек Базарбаев узнал о смерти отца. Для начинающего артиста это стало страшным ударом. Но он не опустил руки и с еще большим рвением углубился в работу, в то же время став надежной опорой семье.
Впрочем, опорой он служил близким не только по крови, но и по сцене. "От других артистов его отличала масштабность, - рассказывал о выдающемся танцовщике его ученик и коллега Акан Нуртазин. - Долгим и кропотливым трудом Чолпонбек Базарбаев добился невероятного прыжка. Его технику сравнивали с техникой великого артиста русского балета Владимира Васильева. Чолпонбек словно парил над сценой и, казалось, взлетал почти до потолка".
Последняя подпись
- Летом 1989 года Чолпонбек Базарбаев попал в аварию, травмировал ногу и больше не смог выступать, - вспоминает заслуженный артист КР, доцент кафедры хореографии Кыргызского госуниверситета культуры и искусств имени Бейшеналиевой Досмат Садыркулов. - Это было для него ударом. Несколько раз он пытался вернуться на сцену, но травма не позволила. Но, несмотря на сложности, Базарбаев не оставил театр. Он постоянно помогал молодым артистам, проводил мастер-классы приходил на репетиции и помогал советом. Для нас, молодых артистов, его замечания были очень важны.
После окончания карьеры артиста балета Базарбаев стал председателем союза театральных деятелей. В 1991-м ему доверили пост директора и художественного руководителя Кыргызского театра оперы и балета. В 1993-м - портфель министра культуры. Но карьера госчиновника его не манила. Через некоторое время он вернулся в свою стихию - в театр, вновь в качестве руководителя.
Чолпонбек Базарбаев мечтал придать Кыргызскому театру оперы и балета статус президентского и упорно шел к осуществлению цели. Такой статус дал бы театру и его работникам ряд преимуществ, включая повышение зарплаты. Чтобы воплотить задуманное в жизнь, он собирал подписи для принятия указа президентом. Оставалась получить последнюю.
Второго сентября 2002 года Чолпонбек Базарбаев с помощницей ехали за той самой последней подписью, которая позволила бы направить главе государства документ. Он сидел за рулем. Дорога была практически пустой, как вдруг машину занесло, и она врезалась в тополя, растущие вдоль дороги. У выдающегося артиста не было шансов выжить...
Считается, что причиной аварии стал сердечный приступ.
Из воспоминаний народного артиста КР Акана Нуртазина:
- В мою школу приехала комиссия для отбора талантливых ребят в хореографическое училище Москвы. Среди них был и Чолпонбек Базарбаев. Им нужно было набрать 12 человек. Он подошел ко мне и спросил, хочу ли я учиться балету. Я с уверенностью выкрикнул: "Да!" Базарбаев настолько удивился моей реакции, что спросил: "А почему ты так уверенно говоришь? Думаешь, это легко?" Я ответил, что родители работают в театре, и я знаю, что такое балет. Так с его легкой руки я и стал танцовщиком. А когда вернулся из Москвы и начал работать в театре, Чолпонбек сразу выделил мне место в своей гримерке.
Для меня он стал настоящим "окул-ата", по-русски вторым папой. Во время репетиций Чолпонбек следил за моей техникой, советовал, как надо повернуться, как встать, чтобы все получилось. Он специально смотрел спектакли, а после в гримерке говорил, на что необходимо обратить особое внимание, делал замечания и подсказывал, как правильнее.
Помимо прекрасной техники танца у него было много других качеств. Правильно говорят: "Талантливый человек талантлив во всем". Чолпонбек Базарбаев был прекрасным оратором. Хорошо разговаривал как на русском, так и на кыргызском языках. Сейчас многие умеют говорить, но общаться на языке культуры дано не каждому. Он находил общий язык как с министрами, так и с работниками колхоза.
В работе Чолпонбек Базарбаев был просто зверь. Не выходил из зала, пока не получится задуманное движение. Был такой случай: мы все вместе репетировали очередное выступление, у него что-то долго не получалось. Он разозлился и ударил себя кулаком по щеке. А кулак у него был что надо! Позже мы заметили, что его щека сильно отекла. Сделали снимок, оказалось, трещина...
Помню, как он гастролировал по всему миру с такими именитыми гениями балетного искусства как Лавровский, Плисецкая, Максимова. У них была команда артистов СССР. Тогда из Средней Азии туда пригласили только его. Когда он возвращался с гастролей, мы, младшие, слушали его рассказы взахлеб.
Он не был жадным в плане знаний. Всегда делился ими, давал советы. В наше время не было зазнайства или звездности. Чолпонбек всегда старался передать другим то, чему научился сам.