07.02.2024 22:01
Поделиться

Мать три года держала под замком дочь, скрывая ее от бывшего мужа

Судьба 10-летней девочки из Стерлитамакского района Башкирии, которую мать несколько лет прятала от чиновников и отца, могла сложиться по-другому. Ребенок мог бы учиться в четвертом классе, иметь друзей и быть счастливым. Но девочка до сих пор числится первоклассницей. Все эти годы она просидела в четырех стенах, не посещая ни школу, ни больницу. И не общалась ни с кем, кроме мамы. Соседи даже не подозревали о существовании малышки. Чиновники же говорят, что искали ее, но не могли найти. Как такое могло произойти, выяснял корреспондент "РГ".
Родители могут на годы запереть ребенка дома, и никто им не помешает.
Родители могут на годы запереть ребенка дома, и никто им не помешает. / Alexander Medvedev / istock

Девочку нашли судебные приставы, когда сотрудники органов опеки и подразделения по делам несовершеннолетних забили тревогу. Как рассказали в региональном управлении службы судебных приставов, по решению суда ребенок должен был жить у отца. Но мать проигнорировала это решение: меняла место жительства и прятала девочку. Скрывалась со всей тщательностью: не пользовалась банковской картой, двери не открывала, ребенка заперла дома. При этом не работала и жила на алименты, по-прежнему поступающие на счет от бывшего мужа.

Каким образом судебным приставам Стерлитамака вместе с сотрудниками спецотдела по розыску главного управления ФССП России по РБ удалось вычислить местонахождение матери с дочерью, в управлении не рассказывают. Известно лишь, что никто о том, где находятся пропавшие, приставам не сообщил, они нашли сами и ужаснулись увиденному. В доме царила разруха, окна закрывала темная ткань, чтоб никто не увидел, что в доме происходит. "Сейчас ребенок в безопасности - в социальном приюте. С ним работают специалисты. А мать осталась в квартире", - рассказали в управлении ФССП по Башкирии. Недавно приставы навестили малышку, она уже подружилась с воспитанниками центра. "Когда мы пришли, она рисовала. Сказала, что ей очень понравился вкусный суп и она хочет остаться с друзьями. На днях ее заберет отец", - отметили приставы.

Несколько лет девочка просидела в четырех стенах, не посещая ни школу, ни больницу. И не общалась ни с кем, кроме мамы

Между тем прокуратура Башкирии провела проверку и выявила факты бездействия должностных лиц школы, комиссии по делам несовершеннолетних, органа опеки и попечительства, отдела полиции и больницы. Также сотрудники надзорного органа указали на отсутствие взаимодействия между администрациями Стерлитамака и района - женщина с ребенком жили то в одном муниципалитете, то в другом, что и усложнило поиски. Возбуждены два уголовных дела. Одно из них о халатности в отношении должностных лиц комиссии по делам несовершеннолетних и отдела опеки и попечительства администрации Стерлитамакского района. Как уточнили в региональном СК, мать неоднократно привлекали к административной ответственности за то, что она не водила ребенка в школу и не пускала в дом педагогов и соцработников. Только ни ограничивать, ни лишать ее родительских прав, а тем более изымать ребенка никто из чиновников не спешил. После общественного резонанса органы опеки района направили в суд иск о лишении женщины родительских прав. Второе уголовное дело возбуждено на мать девочки за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

Корреспонденту "РГ" не удалось получить комментарий ни в одном из муниципалитетов. Так, в мэрии сказали, что женщина с девочкой были зарегистрированы в районе, а значит, город не может комментировать ситуацию. Тогда как в Стерлитамакском районе недавно сменилось руководство отдела опеки и на вопросы "РГ" не отвечали.

Комментарий

Ольга Панчихина, Уполномоченный по правам ребенка в РБ:

- Таких "потерянных" детей может быть и больше. Сейчас я разбираюсь в ситуации, когда ребенок, переведенный по желанию родителей на семейное образование, не прикреплен ни к одной школе, не учится, и никто не переживает, что он пропал. Согласно Федеральному закону "Об образовании в РФ" родители определяют форму обучения своих детей. В случае с домашним образованием процесс четко регламентирован: должен иметься определенный медицинский диагноз, а ребенок получает знания от учителей на дому либо дистанционно. Тогда как при переходе на семейное обучение родители обязаны определить школу, где он будет проходить аттестацию, но, если не проконтролировать, могут этого и не сделать, нарушив его право на образование. Так что ученик может легко оказаться неучтенным и пропасть из системы. Таких ситуаций, как в Стерлитамакском районе, возникать не должно, а для этого к решению проблемы должны подключаться все ведомства, а также парламентарии.