Еще 5 января прокурор Уфы Сергей Воронов провел в городской администрации совещание, на котором констатировал, что управляющие организации не справляются с очисткой придомовых территорий, тротуаров, крыш жилых домов, вывозом снега. В иные дни задействовано всего 40% имеющейся техники. Все это сказывается на безопасности дорожного движения и приводит к травмам. Добавим сюда еще и 10-балльные пробки на дорогах. Чиновникам поручили до 9 января наверстать упущенное, но и 21 января прокуроры снова заявили о неэффективной работе по уборке территорий.
Градоначальник Ратмир Мавлиев признал, что проблема заключается только в организации работы. Потому что во всех районах Уфы достаточно техники, есть деньги и для аренды дополнительных машин.
Неубранный снег и не очищенные от наледи тротуары и дворы становятся причиной падений горожан, которые в лучшем случае отделываются ушибами, в худшем - ломают кости.
По информации начальника Управления гражданской защиты Руслана Шайдуллина, с конца октября прошлого года до конца января 2024-го травмировались 1266 горожан, из них 235 детей.
Необязательно падать с горки, чтобы получить перелом. Такой риск есть и на ровном месте, если оно покрыто льдом. Как, например, на центральной уфимской улице Ленина, где в преддверии празднования 450-летия города заменили плитку. Вместо терракотовой мелкой, по которой было комфортно ходить круглый год, уложили крупную серую. Свою непригодность к эксплуатации в наших широтах она показала сразу, как только наступили холода, - покрылась тонкой ледовой коркой, ходить по которой без опаски можно разве что в шипованной обуви.
Синоптики и МЧС заранее предупреждают о гололеде не для того, чтобы показать свою осведомленность. Это сигнал коммунальным службам для принятия профилактических мер. Например, по антигололедной обработке тротуаров. О том, что коммунальные службы его проигнорировали, корреспондент "РГ" убедилась на собственном опыте, когда, выйдя из редакции (ул. Ленина, 22), поскользнулась и упала на чистый лед, получив перелом руки со смещением. Потом выяснилось, что в этот день, 21 ноября, по сообщению главного информагентства республики, из-за гололеда количество экстренных пациентов выросло примерно на 30%. Только в травмпункт городской больницы N 21 за помощью обратились 114 горожан, 22 ноября - 105 человек. У большинства диагностированы переломы со смещением.
Наверное, не меньше народу приняли и в травмпункте N 5 на улице Цюрупы, куда приехала я. В его узких коридорах яблоку негде было упасть. Кто сломал руку, кто ногу, кто доковылял сам, кого доставила скорая. В ожидании приема люди делились друг с другом своей бедой. Травмы были получены в разных местах - на тротуарах и во дворах, но причина везде одна - гололед и колдобины. Все задавались вопросом: почему в этом году не посыпают дорожки песком, ведь даже эта простая мера достаточно эффективна?
Много о чем говорил народ, сидя в очереди, где ждать приема пришлось по три-четыре часа. Врачи и медсестры работали без устали, делая перерывы лишь на обязательное кварцевание кабинетов. За время ожидания все уже хорошо знали, кто за кем занимал очередь, так как вставать друг за другом пришлось в общей сложности пять раз: в первый - чтобы зайти на прием, где на тебя заведут документацию и дадут направление на рентген, во второй - чтобы сделать снимок, в третий - чтобы снова попасть на прием, где уже по результатам снимка сделают репозицию, то есть совместят отломки кости и наложат гипс, потом - снова на контрольный снимок и, наконец, на завершающий прием к доктору.
И вот в самый разгар этого процесса в травмпункт приехала телевизионная группа, чтобы снять сюжет о небывалом наплыве покалеченных горожан. Но из кабинета экстренной помощи корреспондента быстро выпроводили. "Какое еще интервью, когда мы не успеваем принимать пациентов?" - возмущались медики. Пришлось вступиться за коллег, сказав, что это их работа - освещать события. На что врач грустно откликнулся: "Все равно нас сделают крайними". Но когда он услышал, что никому в голову не придет обвинять врачей в гололеде и пациенты им несказанно благодарны, просто из-за боли и шока не могут этого высказать, взгляд за очками потеплел: "Спасибо на добром слове".
Конечно, кто-то скажет: это работа врачей - спасать людей. Да, и они ее честно выполняют. В отличие от тех, чья нерасторопность служит причиной травм.
К слову, об ОМС, к которому мы как-то несерьезно относимся, мол, бесплатная медицина уже не та. Многие, чтобы не ждать часами в очереди, сразу едут в платные клиники, где есть травматологи. Да, принимают там быстро, но сколько это стоит? По самым скромным подсчетам, та же первичная помощь при моем переломе обошлась бы мне не меньше чем в 12 тысяч рублей, не считая обезболивающего укола и анестезии. Но выбирать, конечно, потребителю.
Почему я вспоминаю об этом спустя два месяца? Во-первых, именно столько длился больничный, который дают на время сращения кости, во-вторых, ситуация на улицах города практически не изменилась.
Травма надолго выбивает из привычной жизни, ограничивая возможность обслуживать себя и семью, не позволяя работать и зарабатывать. Это в личном плане. Что же касается ущерба от травматизма для экономики, то даже в масштабах региона счет идет на миллионы рублей.
В тему
Уфимцы до того возмущены состоянием улиц, дворов, по которым ни пройти ни проехать, что под каждым постом главы администрации и ответами муниципальных чиновников оставляют гневные комментарии.
На объяснение, что после снегопадов в первую очередь очищаются основные улицы с большим транспортным потоком, а затем второстепенные дороги, местные и межквартальные проезды, пользователи соцсетей реагируют нервным смешком. "Тут на главных улицах Уфы из трех полос только две функционируют... Какой там дворы и тротуары. По факту все запущено".
"Так как не смог выехать на своем личном транспорте со двора, поехал сегодня на трамвае, пассажиры ругаются на водителя, что останавливается там, где снегом занесло, однако она не может остановиться в иных местах, иначе получит штраф. Вот такая накаленная атмосфера создается. Жалко стало водителей. Общественные транспортные остановки надо точно на контроле держать, а что касается дворов - хоть основной проезд почистили бы..."
Руслан Алиханов, травматолог, ортопед, и. о. заведующего травмпунктом:
- От падений не застрахован никто. Упасть можно и летом, и зимой. Но вероятность падения зимой выше ввиду гололеда, плохой видимости из-за снега. В большинстве случаев полученные при этом травмы лечатся амбулаторно. Но есть случаи, когда пациентов приходится госпитализировать в травматологическое отделение с последующим оперативным лечением. Самое опасное - травма головы, потому что может произойти кровоизлияние, и шейки бедра (особенно у пожилых людей). Если вы упали, то нужно срочно обратиться в ближайший травмпункт (они все работают круглосуточно), где вам при необходимости окажут первичную травматологическую помощь, сделают рентген, исключат костную патологию, проведут гипсовую иммобилизацию (по показаниям) и назначат консервативное лечение.
Часто падают пожилые люди, потому что у них снижены скорость реакции, концентрация, зрение. Как известно, кости становятся более хрупкими и риск перелома выше, чаще всего ломаются "луч в типичном месте" (дистальный метаэпифиз лучевой кости), локтевой отросток локтевой кости, но самое опасное - шейка бедренной кости. Если в первых двух случаях пациент может ходить, то в третьем он теряет способность передвигаться и стоять на ногах, повышается риск инвалидизации. Конечно, можно такого пациента прооперировать, но чаще всего из-за сопутствующей патологии оперативное лечение противопоказано.
Риск падений повышает неправильно подобранная обувь. Такой считается обувь с каблуком, высота которого превышает высоту задника; обувь с задником, который может быть сжат более чем на 45.; полностью изношенная или обувь на абсолютно плоской подошве.
Что делать, если вы упали и не можете подняться? Позовите на помощь. Берегите себя.