Практика показывает, что коснуться может каждого. Корреспонденту "РГ" пришлось изучить анатомию одного мошенничества, чтобы представить читателям результаты своего исследования.
...Мы с женой уже ехали по Ставрополю, когда позвонила близкая родственница, которую зовут Оксана Олеговна. Всего час назад вместе сидели за столом, обсуждали всякое. Разговор шел и о мошенниках. Оказалось, только вчера сососедка родителей попалась на удочку прохиндеев и перевела им 300 тысяч рублей - все свои сбережения. После чего всем двором ее удерживали от попыток пойти в банк, чтобы еще взять и кредит. Я вновь повторил мантру: нужно быть осторожным, не стоит говорить с незнакомцами и доверять всему, что говорят по телефону. Затем беседа перешла на другие темы, а вскоре мы разъехались.
Голос у Оксаны Олеговны был тревожный:
- Я это сделала. То, что ты говорил. Взяла три кредита и перевела вчера мошенникам деньги.
Поборов первый шок, стал задавать вопросы: когда? что случилось? сколько? Ответы оказались неутешительными. В Тelegram-канал ей написала "директор с работы", сообщив, что якобы сейчас должны позвонить из какой-то структуры. Следом посыпались звонки и сообщения от неизвестных, которые представились очень важными людьми с большим числом звезд на погонах. Они утверждали, что, мол, на ее имя берутся кредиты и отправляются на Украину. И дальше: "вам эти кредиты потом платить" и "вам потом отвечать по уголовному делу".
Моя родственница - женщина впечатлительная и доверчивая. Она и прежде воспринимала всерьез всякую сомнительную муть про то, что некто важный следит за нами через новогодние открытки в мессенджерах (ее коллеги то и дело отправляли такое в рабочие чатики, а она пересылала дальше). И теперь уж больно убедительно прозвучали слова "следователя" и "полковника ФСБ".
На вопрос, что можно сделать, вежливые собеседники дали, естественно, абсурдную инструкцию: брать кредиты и отправлять им, чтобы аннулировать те, мошеннические. Успокоили, что потом никаких долгов уже не будет. Дальше под присмотром похитителей она три дня ходила в банки. Пришлось даже ехать в соседний город: мошенники вызвали такси туда и обратно. Но только при условии секретности, а то ведь "дело государственной важности", мало ли что. И родным говорить об этом было строго запрещено. Очнулась Оксана Олеговна лишь после наших кухонных разговоров.
Мы развернули машину и поехали обратно, посоветовав немедленно обратиться в полицию. Когда оказались на месте, там уже был сотрудник правоохранительных органов. Он помог достать из компьютера нужные файлы, а для дальнейших разбирательств отправился с Оксаной Олеговной в отделение полиции.
После двух часов опроса и составления документов молодой человек посоветовал идти в банки, где она кредитовалась, писать заявление и ждать постановления о возбуждении уголовного дела.
А дальше - как-то разбираться с двухмиллионным долгом, который вряд ли, по мнению экспертов, можно оспорить (когда кредитуемый сам приходит в отделение и своей рукой все подписывает, шансов что-то сделать удручающе мало). И еще теперь надо разбираться со сложным букетом чувств, который переживает обманутый человек: обидой, виной и стыдом, страхом перед непредсказуемостью грядущего. Оксана Олеговна призналась: она и так уже три дня пьет таблетки от давления и для регулирования сахара в крови.
Увы, такие истории появляются с завидной периодичностью. По данным ГУ МВД по Ставропольскому краю, за 2023 год ущерб от мошенничеств с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (читай: телефона и интернета) составил в регионе два миллиарда рублей. Для сравнения: в бюджете Ставропольского края на развитие культуры в 2024 году заложено 2,5 миллиарда рублей. И это несмотря на постоянную профилактическую работу: публикации в СМИ, памятки и даже адресные визиты полицейских к людям из групп риска. Рекомендации, которые дают правоохранители, это бдительность и запрет на передачу каких-либо данных о себе при общении с незнакомцами:
"В целях безопасности рекомендуется, во-первых, установить в "личном кабинете" портала "Госуслуги" двухфакторную аутентификацию и использовать сложные пароли, которые не применяются на других аккаунтах, в приложениях. Во-вторых, нельзя общаться с незнакомцами через мессенджеры, а также верить тем, кто сообщает, что якобы с помощью "личного кабинета" портала "Госуслуги" на вас пытаются незаконно оформить кредит. Также никому и ни под какими предлогами не надо сообщать персональные данные и коды из СМС-сообщений, какими бы убедительными ни казались доводы и предложения собеседников", - рассказали в пресс-службе ГУ МВД России по Ставропольскому краю.
Но есть что-то, что заставляет жертву в телефонном разговоре забыть обо всех инструкциях и мерах предосторожности. Уже когда пришел полицейский, да и на следующий день, во время визитов в банки, Оксана Олеговна находилась словно в трансе. Психологи утверждают, что основным инструментом аферистов является именно страх.
- Ключевой задачей мошенников является создать стрессовую обстановку, вызвать тревогу. Антропологически человек как вид использует две стратегии в случае риска: "Замри или беги (атакуй)". Когда перед тобой хищник, у тебя нет времени на обдумывание плана, ты действуешь. Это, по сути, эволюционный механизм, который в нас заложен для спасения вида. В стрессовой ситуации идет выброс кортизола, адреналина и прочих гормонов и нейротрансмиттеров, которые побуждают нас действовать. С ментальной точки зрения в такой обстановке сложно сохранять рациональное мышление и придерживаться логики, так как организм не различает звонок из "банка" и нападение саблезубого тигра. Для него что первое, что второе - угроза. Этим и пользуются мошенники, - рассказывает психолог и профайлер Василий Мазанюк. - Первая их задача - вызвать тревогу: "Я - сотрудник банка, и ваши деньги воруют"; "Я - оперуполномоченный, и вы подозреваетесь в мошенничестве"; "Я - врач скорой, и ваш близкий попал в аварию". После этого они сами предлагают решение проблемы: "Я скажу, что вам нужно сделать и как поступить", то есть они снимают ответственность с человека за принятие решений, тем самым побуждают его к действию.
По словам Мазанюка, если манипулятор попал в цель, человек впадает в состояние так называемого "туннельного видения", и для него единственным верным решением проблемы становится то, которое ему предлагат собеседник.
- У каждого из нас есть слабые точки, на которые могут надавить. Поэтому нет простой и универсальной брошюры, которая могла бы подготовить нас к этому, - отмечает психолог.
Впрочем, как говорят специалисты, есть некоторые универсальные приемы, которые могут хотя бы чуть снизить риск: для этого нужно быть бдительным не только в своих телефонных разговорах, но также при общении с родными. Иногда надо просто быть и внимательнее к окружающим. Увещевания не научат того, кто к осторожности не предрасположен. Зато вовремя остановить и поддержать его можно.
Недавно Центробанк России вновь опубликовал памятку, которая должна помочь опознать в собеседнике мошенника. Она максимально простая. Кладите трубку сразу, как только услышите это:
"Оформлена заявка на кредит", "Идут следственные действия, помогите задержать мошенников и не разглашайте информацию", "Сотрудник Центробанка", "Специальный и безопасный счет", "Истекает срок действия сим-карты", "Ваши деньги пытаются похитить, зафиксирована подозрительная операция", "Вас беспокоит специалист финансовой безопасности, сотрудник службы безопасности банка", "Продиктуйте код из СМС-сообщения".
На взгляд журналиста и человека, который столкнулся с мошенниками, этих советов вполне достаточно, чтобы не попасться на их удочку.