Главное новшество законопроекта, который стал еще толще - 85 страниц против 72 в декабре, это введение практики электронной мобилизации в дополнение к дискредитировавшему себя способу вручения повесток в руки. Каждый мужчина от 18 до 60 лет будет обязан самостоятельно завести некий "электронный кабинет призывника, военнообязанного, резервиста" куда и придет вызов на военно-лечебную комиссию, куда нужно будет явиться в течение 60 дней. Повестка признается врученной в момент ее отправки в кабинет, отсутствие интернета или цифровая девственность уважительной причиной для неявки в окопы не считается. При этом сотрудники военкоматов продолжат патрулировать города и веси, к ним добавятся бойцы нацгвардии и полицейские, а оказывать помощь и подсказывать подходящие кандидатуры смогут местные власти. Каждый мужчина, начиная с 18 лет, должен будет иметь при себе военный билет, а уклоняющиеся от долга перед Зеленским лишаются возможности пользоваться банковскими вкладами, управлять авто, пересекать границу, ну и, конечно, штрафы - от 30 до 6000 долларов за разные формы пренебрежения правилами воинского учета и законодательством об обороне.
Отправлять на фронт начнут с 25 лет, женщины, обладающие военно-учетными специальностями, тоже должны будут стать на положенный мужчинам учет. Будоражащая норма о мобилизации инвалидов II и III группы из повторного законопроекта исчезла, зато появилось строгое обязательство всем подтвердить свою инвалидность. Те же, кто ранее получал отсрочку по уходу за родственниками-инвалидами, теперь ее лишаются.
Если отбросить подробности, смысл и назначение законопроекта не поменялся - переписать все наличное население, и по мере надобности отправлять его на смерть, группами и поодиночке. И, да, многие снова назвали документ антиконституционным, коррупционным и репрессивным, каковым он, безусловно, является, и это подтвердило даже главное научно-экспертное управление Рады. Но против выступают те, кому лично, а равно и их родственникам, мобилизация ни при каком развитии событий не грозит. Например, Юлия Тимошенко.
На этом массовом страхе перед отправкой на передовую и строится, похоже, расчет инициаторов: повестка превращается в универсальное наказание за любые попытки демонстрировать неприязнь к Зеленскому и его политике, а уж тем более выходить на протесты. Призрак "майдана" страшит пана верховного главнокомандующего больше военного поражения.
Прикладное значение имел и сам процесс голосования. Зеленскому важно было сломать об колено Раду, и собственную фракцию "Слуга народа", пребывающую в разброде и шатании. Не один десяток набранных по объявлению депутатов понимал, что голосование за отвергаемый большинством украинцев закон станет для них тем поступком, от которого невозможно будет отмыться в будущем. Камлания о необходимости "противостоять агрессору" и апелляции к "украинским ценностям" все менее действуют на людей, к которым приходит понимание, что Зеленский и узкая прослойка его подельников нагло, смеясь украинцам в лицо, обогащаются на их смертях.
О том, что Зеленский настроен решительно, и давление на депутатов идет нешуточное - в ход шли деньги в комплекте с угрозой уголовных дел, говорилось в украинских Telegram-каналах всю неделю. Благо, таких депутатов, кого невозможно было бы ни за что привлечь, в Раде почти нет, а самым принципиальным сулили статью об госизмене. О том, как велась работа можно судить по случившемуся с украинским омбудсменом Дмитрием Лубинцом: утром во вторник он заявил, что написал 9 страниц возражений к закону, назвав его антиконституционным, а уже вечером, после встречи с министром обороны Умеровым, призвал депутатов поддержать его в первом чтении. А экс-президенту Порошенко перед голосованием объявили об окончании расследования старого уголовного дела.
В итоге 243 голоса в поддержку набрались, причем "слуги" внесли в общий зачет только 178 безвольных душ, остальные голоса продали депутаты ОПЗЖ малые группы и внефракционные депутаты. Фракции Тимошенко и Порошенко либо воздержались, либо не голосовали, поскольку критика перекосов мобилизации станет топливом для их рейтинга в ближайшие месяцы. И с этой точки зрения смерти украинцев им тоже выгодны.