Как показало исследование, женщины больше мужчин поддерживают государственную цензуру (66 процентов против 59). Мужчины преобладают среди респондентов, не поддерживающих цензуру в СМИ (34 процента против 26). Отмечается, что цензуру не поддерживают мужчины в группе до 35 лет. Согласно опросу, 44 процента россиян, поддерживающих цензуру, видят в ней "обеспечение стабильности и порядка в обществе, недопущение паники" и защиту от недостоверной информации. К числу сторонников цензуры исследователи отнесли и респондентов, вспомнивших о "внутренних врагах" и о необходимости "оградить общество от антигосударственной пропаганды". Обосновывая идею ограничений, граждане также говорили о том, что "надо преподносить правильную информацию об СВО", "общество должно верить в победу", "есть вещи, о которых люди знать не должны".
Аналогичный опрос социологами ВЦИОМ проводился в 2008 году. Тогда сторонников государственной цензуры насчитывалось 58 процентов. "За 15 лет сторонников этой точки зрения прибавилось. Около трети наших соотечественников (30 процентов) считают, что государственная цензура не нужна", - сообщает ВЦИОМ.
Сторонники цензуры считают ее эффективной для защиты от недостоверной информации (20 процентов), повышения культуры (10), противостояния насилию, пошлости, пропаганде ЛГБТ (9), воспитания молодежи и поднятия патриотизма (9). Затруднились обосновать свои ответы 22 процента опрошенных. "За 15 лет мотивы сторонников государственной цензуры СМИ претерпели заметные изменения. В 2008 году ключевой довод в пользу цензуры заключался в необходимости регулировать поток аморального, безнравственного контента (40 процентов от числа сторонников), сегодня этот запрос постепенно уходит", - отмечают авторы исследования.
О том, необходимы ли российским СМИ некоторые ограничения, спрашивали в 2014 году своих респондентов и социологи фонда "Общественное мнение" (ФОМ). По тогдашним данным, 72 процента россиян полагали, что есть такие общественно важные проблемы, при освещении которых допустимо умалчивать информацию в интересах государства. А 54 процента считали, что при освещении подобных тем можно искажать информацию в государственных интересах. По мнению 60 процентов опрошенных, российские средства массовой информации освещают текущие события в стране в целом объективно. Противоположного мнения придерживались 23 процента, а 17 процентов затруднились ответить. Большинство респондентов (62 процента) признались, что больше доверяют государственным СМИ, чем негосударственным (16 процентов). Каждый пятый (21 процент) затруднился ответить.
Опрос показал также, что последние новости подавляющее большинство россиян узнают благодаря центральному телевидению (88 процентов). Остальные пользуются для этих целей интернетом (41), местным телевидением (28), центральными газетами (17), центральным радио (13), местными газетами (10) или радио (5).
Говоря об уровне профессионализма российских журналистов, 54 процента отметили, что в последнее время он повысился. Что он упал, считали 7 процентов респондентов, а каждый четвертый изменений не увидел. Почти 70 процентов опрошенных сказали, что сегодня журналисты пользуются уважением в обществе, однако 59 процентов затруднились назвать имена авторитетных журналистов.
Тот же ФОМ спрашивал россиян о доверии к СМИ. Более 40 процентов респондентов считают, что журналисты сегодня пользуются уважением в нашем обществе, столько же процентов полагают, что людей этой профессии не уважают. Большинство респондентов (41 процент) оценивают влияние журналистов на жизнь страны как положительное, 20 процентов - как негативное, 23 процента никакого влияния не замечают. При этом 45 процентов опрошенных считают, что большинство российских журналистов "скорее объективно" освещают события, происходящие в современной России, 42 процента - что "скорее необъективно".
По данным ФОМ, доверие россиян к традиционным отечественным СМИ постепенно снижается, а число доверяющих информации сайтов и соцсетей растет. Тем не менее главным источником информации для большинства россиян остается телевидение. Как показывают опросы, ежедневно телевизор смотрят 29 процентов граждан, а 42 процента - "практически каждый день". Крайне редко включают или совсем не включают телевизор 10 процентов опрошенных.
Иные источники информации не столь популярны: 27 процентов граждан черпают новости из интернет-СМИ, 21 процент - из социальных сетей. Еще меньше людей ищут новости на радио (15 процентов) и в газетах (13). Что касается доверия к источникам информации, то 51 процент респондентов доверяют телевидению, 19 - рассказам друзей и соседей, а также интернет-изданиям, 15 - социальным сетям.
Социологи отмечают, что россияне становятся более медиаграмотными и все чаще способны отличить правдивую информацию от ложной. Однако среди прочих информационных запросов начинает доминировать запрос на цензуру.