Шаляпинский фестиваль в Казани открылся "Жизнью за царя"

Премьерой оперы Глинки "Жизнь за царя" открылся 42-й Международный оперный фестиваль имени Шаляпина в Казани. Он приурочен к 150-летию Казанской оперы.
Спектакль, поставленный народным артистом, режиссером Юрием Александровым, получился цельным и динамичным.
Спектакль, поставленный народным артистом, режиссером Юрием Александровым, получился цельным и динамичным. / Рамис Назмиев / Предоставлено Казанской оперой

С момента появления в 1836 году и до 1917-го эта опера Глинки исполнялась в дни государственных праздников, в советское время "Иван Сусанин" каждый год до 2006 года открывал сезон в Большом театре России. В какой-то момент опера превратилась в официальный плакат, за которым утрачивалась ее суть, уходили в тень музыкальные достоинства. А сегодня и опера, и идея подвига во имя Отечества, и главный персонаж - обычный человек, возвысившийся до могучего трагического героя, - оказываются актуальными.

Спектакль, поставленный народным артистом, режиссером Юрием Александровым, получился цельным и динамичным. Некоторая статуарность оперы с большими хоровыми сценами перенесена в художественное пространство (художник-постановщик Вячеслав Окунев).

Сегодня и опера, и идея подвига во имя Отечества оказываются жизненными и актуальными

Начальная и финальная хоровые сцены решены как многофигурные скульптурные композиции. При этом они словно умножают в себе и одну из народных черт характера Сусанина - верность, основательность, соборность. Остальные хоровые сцены персонифицированы и активны. В хор девушек, провожающих воинов, добавлена интонация не совсем оперная - веселая бравада оборачивается причетом, бабьим воем. Так провожали на Великую Отечественную войну. На другие войны. И это заложено в русских народных обрядах.

Главные герои рельефно "вылеплены" уже режиссером. В Сусанине сосредоточено очень много - нежный отец, суровый глава семьи, герой, не плакатный, а живой и эмоциональный, в предсмертной сцене испытывающий и боль, и ярость, и готовность к жертве и подвигу. Музыкально это сделано Глинкой так объемно, что равных оперных героев не найти, и это - большая актерская сложность для певца, у которого и вокальных задач немало. Для Михаила Казакова (Большой театр России) Сусанин стал дебютом.

Удалось найти замечательного Богдана Собинина - Кирилл Белов (Мариинский театр), обладатель русского героического тенора, насыщенного, с медными нотками, полетного. Лирический тенор Нурлана Бекмухамбетова ("Новая опера") во втором составе придал и более лирический характер молодому воину.

Обе Антониды - хрупкая у Гульноры Гатиной (Татарский оперный), полнокровная у Светланы Москаленко (Михайловский театр) - были убедительны актерски и с легкостью справились с колоратурными итальянизмами партии. Екатерине Сергеевой (Мариинский театр), дебютировавшей в партии Вани, удалось создать образ открытого и наивного подростка.

Польский акт (как и задумывалось композитором) ярко контрастирует во всём - в музыке, танцевальной против вокальной, костюмах красно-бело-черных против спокойных тонов одежд русских крестьян, надменности и авантюризма в характере против основательности. Балетмейстер Надежда Калинина мастерски вписала танцы в небольшое пространство сцены перед наклонным подиумом, где располагался хор.

Аккуратно и с большим уважением к автору постановщиками были сделаны купюры. Одна из заметных - перенос увертюры в начало 3-го действия - объясняется режиссерской задачей сразу погрузить слушателя в действие. Увертюра, как и положено, идет на закрытом занавесе. На нем появляется лик Иисуса Христа. Это очень многозначный символ в опере - Божьей защиты и покровительства, всепобеждающей любви и жертвы. Замечу, что один из выдающихся исследователей русской музыки Евгений Левашев считал, что Глинка не случайно проводил эту метафору: Сусанин ведет себя как русский Иисус Христос, и в черновиках партитуры его партия была помечена "И. Сус.".

На первом спектакле дирижировал Валерий Гергиев, как всегда удивительным образом заставляя оркестр звучать с особой энергией. Достаточно быстрые темпы добавляли драйва звучанию оперы. Второй спектакль, проведенный Андреем Анихановым, музыкальным руководителем постановки, получился более спокойным, с басовой сусанинской основательностью.

Прямая речь

Юрий Александров, режиссер:

"Мне хотелось сделать спектакль о простом человеке. Героями не рождаются. Но если у человека есть внутренний стержень, он способен на героический поступок. Сусанин - простой человек, он радуется обычным мелочам, но он готов отдать свою жизнь во имя Родины. И для русского человека подвиг - это нормально, это наша история. Мы всегда отстаивали свою страну.

Это спектакль о том, что сегодня волнует огромное количество людей в мире. И мы находимся в центре событий. Сейчас тема подвига, самопожертвования очень важна, и это демонстрируют наши ребята на спецоперации".