08.02.2024 14:55
Поделиться

День российской науки: что исследуют и разрабатывают столичные школьники

В Москве открылась регистрация на городские научно-практические конференции "Инженеры будущего", "Наука для жизни" и "Старт в медицину". Их основная аудитория - ученики предпрофессиональных классов столичных школ. Они защищают свои исследования и разработки перед экспертным жюри, в которое входят представители ведущих вузов страны и работодателей из разных отраслей. А победители и призеры научно-практических конференций смогут получить до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ. Что же изобретают старшеклассники города?

В прошлом учебном году старшеклассники подали более 20 тысяч заявок на участие в научно-практических конференциях, а авторы более 900 проектов и исследований завоевали призовые места.

Не Брайлем единым

Ученик школы № 1770 Виталий Капустин представил проект методического набора для слепых и слабовидящих GraficHelp, который может позволить незрячим людям изучить графики функций тактильным способом. Дополнительно платформа, которую изобрел школьник, может строить диаграммы, что значительно облегчит жизнь многим школьникам с особенностями здоровья.

Школа - школе

Андрей Колясников из школы № 2030 взял за основу своего исследования изучение синтеза наноматериалов. Он разработал проект устройства, которое способно частично автоматизировать этот процесс и настроить его под требования школьных лабораторий. Возможно, совсем скоро московские школы смогут пользоваться единой системой автоматизированной лабораторной практики.

В школе № 2030 научная фантазия учеников выходит далеко за пределы учебы. Так, Герман Тюрин представил проект, который сможет в будущем помочь бороться со стихийными бедствиями. Залогом предотвращения подобных трагедий станет система мониторинга сейсмической защиты территории. Как объясняет сам Герман, основная цель подобного изобретения - создать пассивную систему, которая может в автономном режиме следить за активностью конкретного объекта и состоянием корпуса. Это вполне может обезопасить целое поселение или предприятие.

В музей, не выходя из дома

Дарья Барабанова, ученица школы № 1584, понимая, что мир постепенно интегрируется с виртуальным пространством, предложила свой проект, направленный на сохранение культурного наследия города - фотопанорамные 3D-VR туры на примере проектов: "Виртуальный музей московского метрополитена", "Вечерняя Москва" "Павильон авиации и космонавтики №34 ВДНХ".

И хотя эта идея не самая новая, сейчас особенно важно внедрять ее повсеместно, чтобы поднять популярность музеев и сделать их доступными для маломобильных слоев населения.

Гамбит будущего

Известная игра может стать еще увлекательнее: Кирилл Косухин, ученик школы № 1636, представил разработку автоматизированных шахмат с голосовым управлением. Специальное устройство помогает перемещать фигуры голосом: ассистент распознает команды игрока, который играет против искусственного интеллекта, и автоматизирует весь процесс.

Все это помогает сделать игру более инклюзивной и доступной как для новичков, так и для опытных шахматистов.

И о здоровье

Сидячий образ жизни - бич нашего времени, и вопросы здоровой осанки поднимаются в медицинском сообществе все чаще. Можно постоянно одергивать себя, а можно обратить внимание на изобретение ученика школы № 641 имени С. А. Есенина. Сергей Хранцкевич представил разработку умного корректора осанки, который с помощью датчика отслеживает положение спины и подает сигналы носителю.

Как не забыть принять лекарство? Можно, конечно, ставить напоминания в календарь или вести специальный чек-лист, но ученица школы № 1580 придумала идею получше. Ксения Фролова представила разработку медицинского робота с возможностью выдачи препаратов и системой напоминаний о приеме.

Задумка сочетает в себе функционал робота-компаньона и автоматической таблетницы. Она автоматически выдает лекарства, оповещает о времени их приема, контролирует жизненные показатели и даже может поддерживать связь с врачами и родственниками пользователя. Ученица также разработала приложение, которое проводит мониторинг загруженности таблетницы и отслеживает статистику приема. Теперь здоровье точно под контролем.

Кстати

Представлять свои разработки и изобретения, постоянно искать новые горизонты развития и погружаться в мир науки учат в предпрофессиональных классах школ Москвы. Сегодня в них учатся более 40 тысяч человек или свыше трети всех старшеклассников города.

Предпрофессиональные классы открыты в 70 процентах школ. По новому стандарту предпрофессионального образования, обучение для них строится по партнерской схеме "школа - колледж - вуз - отраслевой партнер", каждый участник которой дает детям уникальные знания и навыки для осознанного выбора будущей специальности и полного погружения в профессиональную среду. Подробнее узнать о предпрофессиональном образовании можно на сайте "Школа.Москва".