Почему дракон является уникальным духовным символом китайской культуры

Дракон - тотем и уникальный символ китайского народа, цивилизации и единства нации, означающий духовные узы, связывающие китайцев по всему миру.
Часть бирюзового сосуда в форме дракона, раскопанного на стоянке Эрлитоу в районе Яньши, провинция Хэнань. Это одно из самых ранних изображений дракона в Китае.
Часть бирюзового сосуда в форме дракона, раскопанного на стоянке Эрлитоу в районе Яньши, провинция Хэнань. Это одно из самых ранних изображений дракона в Китае. / Медиакорпорация Китая

Культура дракона в Китае имеет долгую историю. В мифологии дракон - могущественный, сильный и непредсказуемый. Он несокрушим, способен вызывать ветер и дождь, поворачивать реки и моря вспять. Поэтому иероглиф "дракон" означает непреклонность, силу и энергию, являясь основой для многих красивых фразеологизмов, в которых все эти характеристики и отражены.

Фото: Медиакорпорация Китая

Благодаря постоянному пополнению археологических материалов и углубленному изучению древней письменности, становится очевидным, почему дракон стал одним из основных кодов китайской цивилизации. Имеющиеся археологические данные показывают, что цивилизации на территории Китая - более 5 тысяч лет. Развитие сельского хозяйства потребовало знаний во многих природных процессах. Анализируя и осмысляя отношения между небом, землей и человеком (астрономия и гуманитарные науки), появилась и культура. Около 5,5 тысячи лет назад в среднем и нижнем течении реки Янцзы, Хуанхэ и в бассейне реки Силяохэ последовательно возникли сельскохозяйственные общества, а вместе с ними зародились цивилизация и государство.

Желтый дракон на знаменитой Стене девяти драконов в Запретном городе Пекина. Смотрящий вперед желтый дракон находится в центре Стены девяти драконов. Фото: Медиакорпорация Китая

Следует отметить, что культ дракона сформировался в высших слоях общества этих трех регионов. Между земледельцами, государством, цивилизацией и иероглифом, обозначающим дракона, существует неразрывная связь. Древние глубоко понимали ее. Суть заключается в том, что иероглиф "дракон" в древних письменностях династий Шан и Чжоу - пиктограмма астрологического созвездия, по которому и определялись, и планировались самые главные события в аграрном, то есть календарном, а потом и в государственном управлении. Дракон как символ приобрел настолько величественное значение, что его изображения появляются с древних времен, и тому есть фактические подтверждения - археологические находки, в последние годы часто обнаруживающиеся учеными. Приведем несколько примеров.

На стоянке Чахай в городе Фусинь провинции Ляонин найдены камни, сложенные в форме дракона, и фрагменты мозаики с узором в виде этого мистического животного, которым, по предположению исследователей, 8 тысяч лет. В местечке Синьлунгоу в Аохан-Ци (Внутренняя Монголия), возраст которого составляет от 7,5 тысячи до 8 тысяч лет, были найдены два дракона с головами свиньи и изогнутыми туловищами, выложенными мозаикой и камнями. Около 6,5 тысячи лет назад в гробнице № 45 в Сишуйпо, Пуян, провинция Хэнань, был обнаружен дракон из раковин мидий, по форме напоминающий крокодила.

Ранние изображения драконов были, как правило, простыми. У животного изображалось изогнутое тело, что отсылало к созвездию и образу астрологических хозяев Восточного дворца Цан-Лун, вращающихся по орбите в небе. Позже они превратились в диаграмму Тайцзи. Начиная с культуры Хуншань, в большом количестве появляются великолепно смоделированные нефритовые драконы. Именно в них объединилась любовь китайцев к этому драгоценному камню и образу дракона. Нефритовый дракон из Внутренней Монголии имеет голову лошади. На стоянке Эрлитоу был найден бирюзовый сосуд в форме дракона. Он состоит из более чем 2 тысяч кусочков бирюзы и имеет длину около 64,5 см. Поскольку древнее государство Даосы считается "самым ранним Китаем", а Эрлитоу - столицей династии Cя, то можно заметить, насколько в те времена изысканное искусство и хорошо исполненные изображения этих мистических животных становились по праву шедеврами в столь древний период.

С-образный нефритовый дракон культурыhttps://cdnstatic.rg.ru/uploads/attachments/2024/02/08/41-2_4_850_fa8.jpg Хуншань. Он был обнаружен в Веннюте Ци автономного района Внутренняя Монголия в 1971 году и выставлен в Национальном музее Китая. Фото: Медиакорпорация Китая

В традиционном китайском обществе верховный правитель называет себя "Истинным Драконом, Сыном Неба". Он провозглашает себя ответственным за судьбу народа, утверждая, что только он способен принести людям ровный ветер, дождь и обильный урожай. Правители также использовали дракона как главный символ идеологии, создали множество ритуалов: систему выезда и наряд, флаги и гробы, чтобы обожествлять власть и укреплять свое правление.

Астрономические инструменты в Пекинской древней обсерватории. Фото: Медиакорпорация Китая

С развитием общества и технического прогресса первоначальное значение слова "дракон" постепенно погружается в глубины истории, а культура дракона утратила свою мистичность. Но современные китайцы сохраняют философское видение образа дракона и продолжают с почтением относиться к этому символу самосовершенствования, удачи, силы и могущества. Это цивилизационный код, вдохновляющий жителей Китая на стремление создать новую цивилизацию и пойти по новому пути развития.