Речь идет о парфюмерно-косметической продукции, которую могут употреблять не только по прямому назначению, но в том числе внутрь в качестве алкоголя (например лосьоны). Служба предлагает обязать производителей отчитываться о процентном содержании в такой продукции этилового спирта, указывать КПП места производства такой продукции, распространить на эту продукцию маркировку "Честный знак". Кроме того, предлагается обязать производителей спиртосодержащей непищевой продукции оснащать основное технологическое оборудование для приемки этилового спирта автоматическими счетчиками объема готовой продукции и концентрации в ней спирта.
По данным службы, сейчас для производителей спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции установлено значительно меньше обязательных требований, чем для производителей алкогольной продукции. Например, не требуется устанавливать счетчики объема готовой продукции, вести учет концентрации и объема безводного спирта в продукции. Информация в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС) о закупке этилового спирта и о производстве готовой продукции вносится в "ручном режиме". Кроме того, сейчас отсутствуют требования к спиртохранилищам, а также к минимальному размеру уставного капитала к производителям этой продукции.
В то же время спиртосодержащая непищевая продукция потенциально может являться продукцией "двойного назначения" и использоваться в качестве суррогата алкогольной продукции, подчеркивает Служба. Так, в составе такой продукции, помимо высокого содержания этилового спирта, может использоваться незначительное количество ароматизирующих ингредиентов, не оказывающих в целом влияния на органолептические свойства продукции и ее химический состав.
"Большинство организаций, обращающихся с заявлением о выдаче лицензии на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей непищевой продукции заявляют в качестве места осуществления деятельности площадки, а также основное технологическое оборудование организаций по производству алкогольной продукции, которые ранее уже имели соответствующую лицензию на производство алкогольной продукции", - отмечается в письме.
Кроме того, в ходе проверок выявляются многочисленные нарушения лицензионных требований производителями спиртосодержащей непищевой продукции.
Правительство устанавливает перечень продукции, на которую не распространяется действие основного алкогольного закона - о госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции. Среди них - духи, вода туалетная, одеколоны с максимальным объемом потребительской тары 150 мл. При этом спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в малой емкости не относится к подакцизным товарам. Сейчас духи и туалетная вода подлежат маркировке. Но сведений о процентном содержании этилового спирта они в систему маркировки не вносят и КПП места производства такой продукции не указывают.
В последние годы федеральные органы власти ведут борьбу с нелегальным оборотом алкоголя через ограничение возможных каналов сбыта этилового спирта недобросовестным производителям нелегальной продукции (например медицинский спирт и спирт, основное предназначение которого - производство иных видов продукции).
"При этом нелегальное производство алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе, с нарушением предусмотренных технологических операций, с использованием сомнительного сырья и так далее, является серьезным нарушением действующего законодательства и, самое главное, создает реальные риски попадания на рынок, в частности, к потребителям опасной для здоровья продукции", - говорится в письме.
Сейчас именно анализ сведений из информационных систем и их аналитика создают реальные предпосылки к существенному сокращению объема нелегального рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции, считают в Службе. Например, для исключения возможности попадания в нелегальный оборот этилового спирта, который предназначался к отгрузке производителю спиртосодержащей парфюмерной продукции Росалкогольтабакконтролю важно иметь точное представление о расположении места осуществления деятельности производителя такой продукции, знать точные данные о содержании этилового спирта в спиртосодержащей парфюмерной продукции.
"Именно содержание этилового спирта может показать объемы его использования в готовой продукции, при этом разница в объеме использования этилового спирта с объемом начальной поставки этилового спирта производителю спиртосодержащей парфюмерной продукции может являться основанием для проведения контрольных мероприятий и выявления нелегальных каналов поставки этилового спирта для производства неучтенной или некачественной алкогольной продукции", - указывают в Росалкогольтабакконтроле.
Для добросовестного бизнеса такие изменения не несут дополнительной нагрузки, зато позволят вытеснить производителей продукции "двойного назначения" с легального рынка, считают в Росалкогольтабакконтроле.