М.: Эксмо, Inspiria, 2023 - 368 с.
Клитемнестра, дочь Леды, сестра Елены Троянской и жена Агамемнона, убившая своего безжалостного к ее первой семье мужа и в свою очередь убитая собственным сыном Орестом, мстившим за отца, нередко оказывалась главной героиней произведений музыкальных и даже "получила" собственный именной комплекс в психоанализе, "комплекс Клитемнестры", под которым подразумевается, как понятно любому сведущему в классической мифологии, "сдерживаемая ненависть женщины к своему супругу и эмоциональная привязанность к кому-либо из родственников".
После заслуженного успеха "Песни Ахилла" Мадлен Миллер, надоумившей читателей и издателей, как можно и должно пересказывать античные мифы на современный лад, появление подобного романа о Клитемнестре было практически предопределено. И не достигшая еще 30-летия итальянская американка Казати (родилась в Техасе, окончила школу в северной Италии) грамотно вписывается в заданную парадигму повествования о гордой и несчастной женщине, рассказывающей свою историю о том, как она вынуждена противостоять грубому и нечувствительному мужскому миру. Правда, герои, носящие звучные древнегреческие имена - Менелай, Хрисеида, Агамемнон, Одиссей и т.д., говорят и действуют порой, как герои американских сериалов (вплоть до реплик "Неужели?"), но профессиональная сценаристка Казати не поняла бы этого упрека. И, в общем, по-своему была бы права. Сериал - это же и есть современный эпос.
Пер. с итальянского Андрея Манухина, Надежды Чаминой, Веры Федорук, Янины Миронцевой
М.: Иностранка, Азбука-Аттикус, 2024 - 560 с.
Мне уже довелось писать об этой книге меньше года назад, когда она только появилась; но если тогда изумление вызывала не столько кажущаяся сенсационность содержания (мать Леонардо да Винчи - черкешенка!), сколько избранная профессором-искусствоведом для публикации своего архивного открытия беллетристическая форма, то сейчас изумление вызывает в первую очередь скорость, с которой толстый роман оказался доступен русскому читателю. В том числе и предполагаемым новообретенным соотечественникам великого итальянца - жителям Карачаево-Черкесии и Адыгеи. Для чего издателям пришлось прибегнуть к услугам аж четырех квалифицированных переводчиков.
Которым можно посочувствовать не только в силу сжатости сроков, но и сложности задачи. Повествование, особенно первая его половина, изобилует древними, забытыми и трудно узнаваемыми в обратном переводе топонимами современного Краснодарского края и внедренными автором архаизмами (галея - галера) и диалектизмами, не говоря уж о вкраплениях словечек черкесских, турецкого, и, к удовольствию русских читателей, русского языков.
Что же до содержания - тринадцать глав книги написаны от лица тринадцати разных рассказчиков, которые как бы по цепочке передают с рук на руки юную дикарку Катерини (sic), дочь черкесского вождя (или князька), наделенную сильной волей и к тому же явным даром к рисованию, но ставшую рабыней, с низовьев Таны (Дона) через Константинополь и Венецию в тосканский городок Винчи. Где, как мы сейчас понимаем, и свершилась ее судьба - стать матерью гения. Впрочем, последний в этой цепочке - сам профессор Вечче. Который в главе, названной просто "Я", объясняет, на основании каких документов и предположений его роман написан. И объясняющей, почему это именно роман, а не научная монография: предположений в ней заметно больше, чем документов.
Но вывод профессор Вечче как настоящий европейский гуманист делает неожиданный: тысячи подобных Катерин окружают нас повсюду: они собирают хлопок для наших рубашек на плантациях Юго-Восточной Азии, добывают в Африке редкие металлы для наших смартфонов и т.д. И эту историю стоит рассказать ради них.
СПб., Литературная Матрица, 2024 - 336 с. (Matrix Epicus)
Снова - пересказ прозой одной из древнейших историй человечества; но другой и выполненный с другой установкой. Как объясняет сам автор, лауреат почившего "НацБеста" (за чудесные "Фигурные скобки"), он пытается поставить себя в позицию мальчишки, пересказывающего соседям по палате в пионерском лагере "Трех мушкетеров", или молодого человека советского времени, прорвавшегося на закрытый показ какого-нибудь фильма Кубрика и пытающегося теперь передать друзьям это потрясающее впечатление. Скорее, скорее, нельзя отвлекаться - но и нельзя упустить ничего важного, иначе все рассыпется.
Но Сергей Носов - уже не мальчишка и даже не студент, он профессиональный писатель со своим сложившимся голосом и своим неповторимым видением. Этим его пересказ и интересен - как и предыдущая его работа в этом жанре, "Одиссея" (парадоксальным образом предпринятая раньше, чем "Илиада")
Как, впрочем, и другие "ретеллинги", входящие в затеянную издательством серию "Матричная эпика", которые поручены другим сложившимся писателям. Истории должны быть рассказаны. И они сами находят того, кто их расскажет.
Материал опубликован на портале "Год литературы"