Парадоксально, но факт: супротив природе оперного театра в реальности ныне спектакли делаются из самых разных резонов, и только в самую последнюю очередь - из вокальных возможностей и интересов певцов. Мариинка, наконец, разорвала порочный круг этой пагубной традиции и представила постановку, где главная роль отдана музыке в интерпретации человеческого голоса. При этом "опера должна вызывать слёзы, ужасать людей, и заставлять умирать от пения", - писал композитор своему либреттисту.
В основе этой последней оперы Беллини, сочиненной им по заказу Россини, и имевшей мировую премьеру в январе 1835 года в Париже на подмостках "Театра Итальен" за восемь месяцев до кончины своего создателя в возрасте всего 33 лет, либретто поэта Карло Пеполи по французской пьесе Франсуа Ансело и Жозефа Ксавье Бонифаса (Сентина) "Круглоголовые и рыцари". Сюжет получился, как надо в опере: сколь страстный, столь и абсурдистский, хоть он и имеет вполне определенный исторический антураж: события разворачиваются в революционной Англии середины XVII века, во время гражданской войны, когда республиканцы-протестанты боролись с католиками-роялистами.
Главную любовную пару составляют, конечно, представители враждующих сторон: сопрано - поборница Кромвеля, тенор - приверженец Стюартов. Но о чудо! В этой опере никто не умирает, хотя путь героев к счастью тернист и пролегает через мнимую измену, побег, безумие, арест и даже смертный приговор, который останется без исполнения. Одним словом, бездна чувств оказывается сильнее и притягательнее здравого смысла.
Политические аллюзии сюжета остаются не востребованными режиссером. Он в союзе с трио художников - Галина Филатова (декорации и костюмы), Антон Николаев (свет), Александра Агринская (видео) создает среду обитания, в которую можно вписать абсолютно любую "большую оперу", где доминируют километровые шлейфы и накидки, преувеличенные парики и костюмы во псевдороскошной (к сожалению, не комплементарной для артистов) стилистике с вампучным оттенком. И развлекая публику бесконечной игрой с разными уровнями сцены, при этом оставаясь на одном уровне режиссерского мастерства и вдохновения. Но успешным камертоном премьеры становится роскошный "пуританский квартет" солистов: Эльвира - Альбина Шагимуратова; ее возлюбленный лорд Артур Тальбот - Сон Чи Хун; ее дядя и предводитель пуритан сэр Джордж Уолтон - Магеррам Гусейнов и его друг сэр Ричард Форт - Владислав Сулимский. В небольшой, но по-царски красивой партии Королевы-изгнанницы Генриетты появляется обладательница Гран-При последнего конкурса Чайковского Зинаида Царенко, которой теперь Мариинский театр постоянно представляет возможность для творческого взросления с явным опережением процесса накопления ее творческого потенциала.
В "Пуританах", в отличие от других опер Беллини (например, "Нормы" или даже "Сомнамбулы") не найти "проходных" номеров: каждая ария, каждый дуэт, ансамбль - воплощение настоящей красоты. Поэтому, если возникают какие-то "шероховатости", то цена их гораздо выше, чем в других операх. И качество звучания хора явно требует существенной доработки, как оркестру заметно нужны еще репетиции, дабы исключить расхождения с певцами. При этом все же музыканты под управлением Валерия Гергиева заботливо и бережно старались "сопровождать" солистов, изысканно исполняли инструментальные антракты, генерируя необходимую энергию спектакля.
Южнокорейский тенор Сон Чи Хун - "золотой" лауреат также последнего конкурса Чайковского имеет в своем арсенале все необходимые заоблачные ноты, но сценической харизмы и актерского мастерства ему еще пока явно не хватает в должной мере. А вот для бас-баритона Магеррама Гусейнова и баритона Владислава Сулимского предписанные их амплуа композитором партии идеально вписалась в галерею их вокально-актерских достижений.
Абсолютно запредельные чудеса творит сопрано Альбина Шагимуратова, создавая уникальное ощущение, что ее вокальные возможности намного обширнее требуемых для исполнения этой архисложной партии. В ее роскошном голосе огромная палитра нюансов и оттенков, но нет и намека на "химическую" имитацию тесситурных сложностей, а ее фразировка наполнена и эмоциональными переливами, и внутренней силой в психологических кульминациях. Ее голосом наслаждаешься, и веришь ему, как и задумано в самых высоких образцах оперного искусства.