Напомним, транспортная реформа в областном центре стартовала 1 июля 2023 года. Перед этим с выигравшими конкурс перевозчиками, как и в соседнем Ярославле, были заключены брутто-контракты, то есть заказчик (специально созданное госучреждение - организатор перевозок Костромской области) теперь расплачивается с транспортными компаниями не за количество перевезенных пассажиров, а за выполнение установленного графика работы. На линии вышло более 250 новых низкопольных автобусов с цифровой системой обслуживания. Троллейбусы, наоборот, с улиц исчезли, к большому огорчению горожан, а вместо 45 маршрутов общественного транспорта (включая троллейбусные) осталось 34, но они разработаны после долгого изучения городского пассажиропотока специализированной организацией, с минимальным процентом дублирования. Система оплаты проезда тоже изменилась: теперь это можно сделать картой любого банка, а также транспортной картой "Тройка". Существенно расширилось и тарифное меню.
В результате, по мнению представителей областной администрации, взявшей на себя реализацию всего проекта по созданию в Костроме новой транспортной схемы, регулярность выполнения рейсов составила 97 процентов. Причем на основе ежедневного анализа пассажиропотока и жалоб костромичей за полгода было скорректировано семь маршрутов.
Кроме того, говорят в региональном департаменте транспорта и дорожного хозяйства, стали очевидны реальные объемы перевозок. К примеру, подсчитано, что каждый день костромские автобусы перевозят до 140 тысяч пассажиров. И если раньше частники показывали, что обслуживают ежегодно лишь 15 миллионов человек, то в этом году, по предварительным оценкам, этот показатель будет равен 35 миллионам. Кроме того, водители стали получать белую зарплату в 60-70 тысяч рублей, что выше средней зарплаты по области, а платежи транспортных предприятий в бюджет по НДФЛ выросли в пять раз, компании стали платить налог на прибыль.
- Эффективное управление транспортом и прозрачность финансовых потоков привели к серьезному превышению уровня доходов бюджета относительно плановых показателей. Так, за шесть месяцев прошлого года в бюджет Костромской области в виде платы за проезд и провоз багажа перечислено более 447 миллионов рублей, - пояснил директор департамента финансов Игорь Замураев.
По его словам, экономика предприятий, их финансовое состояние стали прозрачными, а организованная система учета и контроля позволяет видеть все платежи, которые сейчас носят стабильный характер.
Но главное - мнение о произошедших изменениях самих костромичей, которые ежедневно ездят на автобусах на работу, учебу и по другим неотложным делам. Глава администрации города Костромы Алексей Смирнов сообщил на транспортном совещании в обладминистрации, что "благодарности звучат, особенно от жителей Заволжья".
- Благодарят за то, что автобусы ходят четко по расписанию, что они новые, что все удобно, - рассказал Алексей Смирнов, добавив, что уже весной 2024 года в Костроме будет установлено 56 новых остановочных комплексов с системой освещения. Полностью обновить все остановки, в том числе с организацией проекционных пешеходных переходов, в областном центре планируют за несколько ближайших лет.
Стоит отметить, что в местных пабликах в соцсетях негатива, связанного с городским общественным транспортом, действительно стало значительно меньше. Хотя полной идиллии тоже, конечно, пока нет. Да и вряд ли она в принципе возможна: кому-то один и тот же маршрут кажется удобным, кому-то - не очень. Есть жалобы и на несоблюдение расписания, на давку в час пик, на уже не работающие табло в некоторых новых автобусах. Да и на сами автобусы, в которых из-за их низкопольности тоже далеко не всем комфортно.
"В купленных автобусах либо крутые узкие ступени, либо узкий проход, да еще и сиденья в несколько этажей, на которые пойди заберись бабушка с больными ногами", - написал в телеграм-канале губернатора региона Сергея Ситникова подписчик Андрей Беляев.
Между тем после полугодовой обкатки новой системы работы общественного транспорта в Костроме областные власти уже задумались и о внедрении в нее пригородных маршрутов. Глава области Сергей Ситников, в частности, поручил просчитать возможность введения единого тарифа для перевозок как внутри города, так и на самых востребованных пригородных маршрутах.
Хотят в Костроме опробовать и электробусы - как альтернативу убранным с маршрутов троллейбусам. Два электробуса регион планирует закупить в этом году, "чтобы в ходе опытной эксплуатации оценить возможности и ресурс этого вида техники".
Тем временем
В Ярославле, где систему общественного транспорта глобально начали реформировать еще в 2021 году, а в 2022-м продолжили с серьезными корректировками, электробусы уже закупили - всего 38 современных низкопольных машин производства завода ЛиАЗ. 17 из них 1 февраля вышли на специально созданный маршрут, проходящий, по сути, через весь город, что ярославцы уже оценили. Также закуплены зарядные станции, которые установлены в троллейбусном депо на улице Гагарина, откуда электробусы выходят на линию. Правда, в первые же дни эксплуатации некоторые новые машины подвели и пришлось их с маршрута снимать. По словам руководителя предприятия "Яргорэлектротранс" Дениса Пырлога, проблемы возникали с системами отопления, пантографами (токоприемниками) и программным обеспечением, поскольку поменялись поставщики комплектующих для них, и пока на заводе проходит период адаптации. Но в депо работает сервисная служба предприятия, максимально оперативно устраняющая небольшие неполадки. Кроме того, если это необходимо, в Ярославль приезжают представители завода-изготовителя.
Сейчас на маршруте работает 15 электробусов, а в общей сложности в город уже доставлено 26 машин. Те, которые вышли на линию, встают на зарядку, проехав круг, то есть маршрут от начала до конца. В среднем, если батарея нагрета, зарядка длится 20-25 минут.