Куряне голосуют за выделенные полосы движения на улицах города

Жалобы на бесконечные пробки в Курске заставили чиновников прорабатывать вопрос с выделенными для автобусов и троллейбусов полосами, учитывать строительство развязок и узкие во всех смыслах места на курских улицах. Эксперты отмечают, что постепенно изменения коснутся каждого участника движения.
Курск не зря называют городом двух улиц: широких транспортных артерий здесь мало.
Курск не зря называют городом двух улиц: широких транспортных артерий здесь мало. / Анна Скрипка/РГ

Пассажиры жалуются на тесноту в салонах, простаивание в пробках, аварийные ситуации с участием автобусов... Реагируя на эти претензии, чиновники уже не напоминают о вакханалии, которая царила в отрасли до минувшего июля (время начала реформы. - Прим. ред.), а констатируют, что система продолжает совершенствоваться.

Первый заместитель министра транспорта региона Александр Васильченко подчеркивает: большая часть жалоб касается движения в часы пик, а это значит, что и проблемы нужно решать точечно, как раз те, которые возникают в определенное время на самых загруженных дорогах.

Курск не зря с иронией называют городом двух улиц: широких транспортных артерий здесь мало. Предпосылки для толчеи в салонах новых просторных автобусов создала как раз модернизация перевозок. Александр Васильченко отметил, что мобильность курян выросла на 30 процентов за счет двух бесплатных пересадок и сохранения льгот во всех автобусах.

- Теперь весь транспорт стал доступен льготникам и маломобильным гражданам, - напомнил он. - Перемещений по городу стало больше. Если раньше фиксировалось передвижение 10 тысяч льготников, то сейчас - уже 40 тысяч, а в целом пассажиропоток с 70 миллионов человек подрос до 87 миллионов. Это радует.

Даже возможность заработать до 120 тысяч рублей не привлекает потенциальных водителей

Однако вместе с популярностью цивилизованного общественного транспорта стали расти и запросы курян. Они заставляют чиновников и экспертов думать о том, как перестроить принципы всей системы в целом. Речь идет и о выделении специальных полос для общественного транспорта. Пока таковых в Курске - единицы. Александр Васильченко отметил, что еще на этапе разработки новой маршрутной сети были названы улицы, где необходимы выделенки.

- Это и Энгельса, и 50 лет Октября, и другие, - пояснил он. - Но, к примеру, пока не построена транспортная развязка на проспекте Дериглазова, которая позволит жителям Северного более комфортно двигаться в сторону центра, создавать там выделенную полосу для автобусов рано.

О том, что каждая выделенная для общественного транспорта полоса - результат кропотливой работы специалистов, говорит и первый заместитель мэра Курска Николай Цыбин.

- Это деликатная тема, - отмечает он. - Вспомните, как мы организовали полосу для общественного транспорта на улице Перекальского. Сначала ее ввели, а потом увидели: собирается пробка. Пришлось корректировать. Нельзя просто взять и поменять разметку - и все.

Даже на улице Ленина, где уже есть выделенка для автобусов, сделать вторую по просьбам курян не так-то просто. Улицу планируют реконструировать, там изменятся и пешеходные зоны, и остановочные комплексы, модернизация планируется по принципу "от стены до стены". Николай Цыбин добавляет, что пока не ясен и вопрос финансирования. Так что говорить о том, когда же изменится принцип движения, ни в мэрии, ни в профильном министерстве не могут.

Александр Васильченко обратил внимание и на ситуацию, которую каждый курян наблюдает буквально в реальном времени, - на реконструкцию трамвайной инфраструктуры. Новые пути прокладываются буквально на глазах. Город как одна большая строительная площадка, причем в любую погоду. Издержки соответствующие. Участок проезжей части где-то занят под строительные нужды, где-то перекрыт. Первый обновленный трамвайный маршрут заработает уже через месяц, и эксперты подчеркивают: движение транспорта изменится еще раз.

Острейшим остается кадровый вопрос. На курских автобусах работают 800 водителей, некоторые трудятся вахтовым методом. Однако даже возможность заработать до 120 тысяч рублей при средней зарплате по региону немногим выше 50 тысяч не привлекает потенциальных водителей автобусов.

- Потому что это очень ответственный и тяжелый труд, - отмечает Александр Васильченко. - Возраст профессионального водителя сейчас в среднем 50 лет. А среди молодежи не так много желающих трудиться в сфере городских перевозок.

Причины понятны. Нагрузка на водителя не только профессиональная, но и моральная. Претензии пассажиров по разным поводам, вопросы о маршруте, оплате, в целом негативный настрой некоторых людей, а также агрессивное и хамское вождение водителей легковушек... Стрессоустойчивых работников в этой сфере надо поискать.

Орел на проводе

О реформе общественного транспорта задумываются и в соседнем Орле. Здесь уже создана структура "Орловский перевозчик", которая по примеру аналогичных в других областях будет аккумулировать работу всего общественного транспорта. В Орле, несмотря на сложности с инфраструктурой и подвижным составом, характерные для большинства регионов, намерены сохранить и троллейбусы, и трамваи. Муниципальному предприятию помогают с приобретением автобусов за счет бюджетного кредитования, а также рассматривают вариант с пересадочной системой. Пригород Орла и столица региона здесь, по сути, единая агломерация - конечно, часть маршрутных автобусов из района курсируют по городским улицам, и собирая, и в некоторой степени провоцируя пробки на дорогах. Как отметил на пресс-конференции глава региона Андрей Клычков, для совершенствования общественного транспорта нужны масштабные градостроительные и системные преобразования. Он сообщил, что проект реконструкции части трамвайных линий и подстанций предполагает финансовое обеспечение в два миллиарда рублей. Однако до тех пор, пока шла реконструкция Красного моста, планировать что-то четко не приходилось.

- Мы движемся к тому, чтобы наш муниципальный транспорт, в том числе электрический, был представлен в регионе, - отметил Андрей Клычков. - Теперь, когда Красный мост открыт, схема реализации транспортного планирования будет прорабатываться. Мы уже наметили ряд визитов, где изучим доступность электротранспорта, который подойдет и к нашей контактной сети, и к рельсам.