Новая программа нацелена на поэтапное решение проблемы обновления подвижного состава. Участвовать в программе будут минвостокразвития, минстрой, минприроды и минтранс. Работа над документом уже началась, поясняет зампредседателя общественного совета при Минтрансе России, председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.
"Сейчас деньги выделяются в основном на обновление автобусов, но в регионах существует острая необходимость в обновлении инфраструктуры для развития городского электротранспорта, также требуются деньги на обновление парка трамваев и троллейбусов", - отмечает Зотов. По его словам, трамваи стоят намного дороже автобусов, потому без поддержки со стороны федерального центра закупать их не получится.
По статистике минтранса, до 2030 года для обновления парка с учетом Москвы нужно 65 182 автобуса. Но закупленный новый подвижной состав нужно обслуживать, а у предприятий, которые эксплуатируют автобусы, троллейбусы и трамваи, есть проблемы с финансированием. Однако если технику вовремя не ремонтировать, новый автобус окажется в нерабочем состоянии уже через 2-3 года, хотя мог бы служить до 10 лет. Поэтому важно также инвестировать деньги и в этот вопрос, добавляет Зотов.
Еще одна проблема - нехватка водителей. Деньги на развитие кадрового потенциала и на создание достойных условий труда пока не выделяются. "Бывают такие ситуации, когда новая техника приходит в регионы, а работать на ней просто некому", - поясняет Зотов.
В Екатеринбурге сейчас до 20% парка автобусов простаивает как раз из-за нехватки кадров, приводит в подтверждение конкретный пример вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев. По его словам, привлекать водителей приходится повышением зарплаты. Сейчас в регионе она достигает уже 120 тыс. рублей.
Помимо зарплаты необходимо применять льготы для профессий, направленных на социальное обслуживание населения, которое не может быть дорогим, говорит Алексеев. "На сегодняшний день как временная мера возможно привлечение квалифицированных иностранных работников по согласованию с профсоюзом. Это должно происходить с учетом ответственности работодателей по предоставлению условий проживания и соблюдению этических норм поведения во время отдыха на территории РФ работниками", - добавляет представитель отрасли.
Наконец, актуальна и еще одна проблема - отсутствие господдержки по нерегулируемым тарифам. "Сейчас все меры поддержки направлены на предприятия, которые являются муниципальными и работают по регулярному тарифу. В то же время у нас порядка 70% (в разных регионах данный процент отличается) частных перевозчиков, работающих на автобусных маршрутах, и они никакую системную поддержку со стороны государства не получают. Хотя для жителей городов зачастую это единственный транспорт", - замечает Зотов.
Для регионов важно предусмотреть возможность брать транспорт в рассрочку или по популярной в регионах программе 60/40. Также стоит предусмотреть кредиты под минимальные проценты из-за высокой закредитованности, добавляет он.
Сейчас пассажирский транспорт в стране переживает сложные времена - сказываются сложности с обновлением подвижного состава и материальной базы, поскольку многие годы их развитие в большинстве городов было не в приоритете. Долгое время удавалось держать баланс за счет снижения качества работы транспорта, что подталкивало многих граждан пересаживаться на личные автомобили. Однако вскоре стало понятно, что такой рост автомобилизации крайне негативно влияет и на экономику (потери из-за пробок), и на экологию, отмечает начальник научно-исследовательского отдела комплексного развития транспорта ОАО "НИИАТ" Татьяна Михеева.
"Чтобы сохранить уровень пассажиропотока на общественном транспорте, необходимо обеспечить высокое качество его работы - а это не только чистый и комфортный подвижной состав, но и его стабильная работа, удобное расписание и клиентский сервис. Все это требует работы не только с материально-технической базой, но и с кадрами, поэтому для реформ требуется комплексный подход", - отмечает она.
Однако долгое время общественный транспорт считался коммерчески ориентированным направлением, которое не требует государственного участия. Такой подход привел к тому, что теперь для обеспечения стабильной работы требуются не только значительные финансовые вливания, но и пересмотр приоритетов городского развития - со строительства дорожной инфраструктуры к развитию транспорта общего пользования.
Очень важно привязывать мероприятия по обновлению парка к будущей работе на маршруте. Все зависит от пассажиропотока на маршруте, а он мог значительно измениться с момента проектирования сети, что особенно касается электротранспорта и его инфраструктуры, проложенной к местам притяжения и промышленным объектам, которые сейчас не функционируют, говорит эксперт. Поэтому крайне важно, чтобы обновление подвижного состава проходило с учетом современных реалий, наличия водительского состава, инженерно-технических работников и пассажиропотока. Иногда бывают ситуации, когда закупленный новый подвижной состав простаивает из-за нехватки водителей или потребности в ремонте, либо ставится на маршруты без учета особенностей местности и организации дорожного движения на пути следования, из-за чего возникают проблемы со стабильностью системы, поясняет Михеева.
В стране хороший потенциал использования электротранспорта за счет наличия обособленной инфраструктуры, потому его использование в качестве каркаса городской транспортной системы оправданно в случае наличия значительных пассажиропотоков, добавляет эксперт.
В Новосибирской области за последние пять лет обновили 709 транспортных средств. Это в шесть раз больше, чем за предыдущую "пятилетку" (2013-2017 годы). По подсчетам областного правительства, динамика позитивная: если в 2018 году регион получил 75 новых машин, то в 2023-м - 308. Источники финансирования разные - например, 206 автобусов для районов области регион приобрел на средства специального казначейского кредита. Также используются возможности нацпроекта БКД, лизинговые схемы.
Отметим, что общественным транспортом в прошлом году воспользовались 382 миллиона пассажиров - рекордная для региона цифра. Самым популярным стал Новосибирский метрополитен, который перевез более 84 миллионов пассажиров.
Тем временем мэрия Новосибирска планирует к 2028 году увеличить число транспортных средств, выходящих на маршруты, с 1116 до 1437 единиц. Но нынешнюю ситуацию в городе-миллионнике нельзя назвать радужной: износ транспорта в областном центре достиг 76 процентов, средний возраст машин - 18 лет. При этом замена их новыми пробуксовывает - например, в прошлом году город получил только 93 купленных в лизинг троллейбуса из Белоруссии, тогда как партия по условиям контракта должна была составить 120 штук. Предполагается, что этот долг поставщики закроют только в марте 2024-го. Дополнительно к ним город рассчитывает получить еще 80 современных троллейбусов. В целом же финансирование сферы общественного транспорта в мегаполисе в нынешнем году составит два миллиарда рублей.
В Екатеринбурге парк троллейбусов примерно на одну пятую обновили в прошлом, юбилейном для города году - 50 белорусских троллейбусов было закуплено на условиях софинансирования с федеральными властями. Минпромторг РФ выделил на модернизацию транспортного парка 1 миллиард рублей, эта сумма составила70 процентов закупки, остальные 30 закрыли областной и муниципальный бюджеты. До этого самыми "молодыми" были машины, выпущенные в 2012 году, а самые старые успели отметить четверть века. Правда, при эксплуатации красивых современных машин обнаружилось, что они плохо переносят уральские морозы: дает сбои электроника, возникают проблемы с токоприемниками. Хотя старые троллейбусы, которые все еще выходят на линии, ломаются еще чаще.
В начале февраля 2024 года в Екатеринбург поступило 18 новых низкопольных автобусов из Нефтекамска, их направят на городские маршруты. В декабре 2023 года уже прибыли 35 новых автобусов, закупленных осенью. Это большое обновление происходит в рамках нацпроекта "Безопасные и качественные дороги". Применяются такие инструменты, как казначейские кредиты.
А вот обновить парк трамваев в Екатеринбурге пока не получается. По городским улицам гремят даже старые добрые "Татры", произведенные еще в Чехословакии. Хотя ударными темпами идет запуск трамвайных линий в новые районы. Для их обслуживания снимают машины со старых маршрутов. Конечно, это вызывает недовольство пассажиров, которым приходится по полчаса ждать на остановках.
- Ждем денег от региональных властей , - ответили нам на вопрос о перспективах расширения трамвайного парка в городской администрации.
В Махачкале в нынешнем году запустят 47 новых низкопольных автобусов "КАМАЗ" и "ЛиАЗ" большой вместимости. Как разъяснили в Минтрансе Дагестана, регион участвует в инвестиционном проекте "Приобретение подвижного состава наземного общественного транспорта для последующей передачи в лизинг", реализуемого Минтрансом России.
"Это первая поставка городского пассажирского транспорта в Дагестан. Для региона она особенно значима - по статистике, самые возрастные автобусы в стране курсируют именно в Дагестане", - отметили в Минтрансе РД.
Окажется ли этот эксперимент удачным, покажет время. В Махачкале сейчас практически нет автобусов большой вместимости на пассажирских маршрутах, перевозками занимаются, в основном, маршрутные такси.
Несколько лет назад регион закупил около ста автобусов "НефАЗ", работающих на метане. Всего потратили на это около 800 миллионов рублей. Радовались махачкалинцы недолго. Через какое-то время, из-за нехватки запчастей, ремонтировать автобусы стало проблематичным, кроме того, их разными способами начали выживать с маршрутов конкуренты. В результате автопредприятие было объявлено банкротом, и жители остались без современного общественного транспорта.
В Крыму обновление общественного транспорта в основном завершилось в 2023 году. За это время с городских улиц полностью исчезли хорошо знакомые крымчанам желтые маршрутки - развалюхи, оставшиеся в наследство от Украины. Им на смену пришли современные, комфортабельные автобусы с системой кондиционирования и отоплением салонов, видеокамерами для безопасности пассажиров и электронной системой оплаты проезда. Сегодня уже невозможно представить троллейбус, автобус или трамвай без валидатора и удобной системы оплаты одним касанием.
- Инвестиционный проект с внедрением электронной оплаты проезда реализуется в регионе с 2020 года, - рассказал министр транспорта Крыма Николай Лукашенко.
С 2014 года республика приобрела около 1000 новых автобусов различной вместимости. Только до 2022 года Крым получил 870 машин российского производства марок ЛИАЗ, НЕФАЗ, КАВЗ, СИМАЗ и ПАЗ. За это время общественный транспорт региона стал перевозить на 100 тысяч пассажиров в день больше.
- На маршрутах городского и пригородного сообщения работают автобусы не старше семи лет. На маршрутах междугородного сообщения - не старше пяти лет. Если автобусы старше, они не допускаются для участия в конкурсных процессах, - сообщил министр транспорта. - А Евпатория получила 27 новых, уникальных трамваев. Они выпущены специально для этого города, под узкую, метровую колею, которая здесь проложена больше 100 лет назад. И таких трамваев нет больше нигде в мире.
Обновление и увеличение подвижного состава породило проблему дефицита водителей категории D. Крупные автопредприятия готовят специалистов с этой категорией, при условии дальнейшей работы у перевозчика сроком не менее трех лет. Кстати, зарплата водителя автобуса сегодня начинается от 60 тысяч рублей в месяц.
- А у опытных водителей она сейчас больше, чем у министра транспорта, - констатировал Николай Лукашенко.
Севастополь в этом году получит 18 автобусов большой вместимости, закупленных за счет специального казначейского кредита, направленного правительством РФ на обновление автопарка общественного транспорта в регионах.
Новые машины поступят на баланс госпредприятия "Севэлектроавтотранс", которое выполняет 60 процентов перевозок в городском общественном транспорте. По словам губернатор Михаила Развожаева, их планируют пустить в удаленные районы и на пригородные маршруты. С этого года в Севастополе ввели единый тариф на проезд в черте городе и в пригороде. Стоимость билетов в удаленные села, в том числе и на побережье, подешевела в 3-5 раз. За счет этого, полагают власти, вырастет интенсивность использования общественного транспорта, а значит понадобится больше машин на маршрутах.
Автопарк ГУП "Севэлектроавтотранс" был полностью обновлен за последние восемь лет. В период с 2016 по 2020 годы Севастополь закупил 250 троллейбусов и более 265 новых автобусов российского производства. Транспорт обновляли по программе некоммерческого лизинга, утвержденной правительством РФ 30 декабря 2014 года специально для Республики Крым и Севастополя, где износ общественного транспорта достигал 70-80 процентов. Главное условие программы - экологичность, по ней закупали автобусы на газомоторном топливе и электротранспорт. В результате Севастополь получил новый автопарк, работающий на компримированном метане.
Процесс модернизации нужно продолжать, говорят власти. Автобусы средней вместимости, купленные в 2016 году, уже выведены из эксплуатации. Сейчас городу требуется около 50 новых автобусов, чтобы обеспечить растущую маршрутную сеть.
Население города с 2014 года выросло в полтора раза, увеличилась нагрузка на общественный транспорт. По словам вице-губернатора Севастополя Павла Иено, пассажиропоток в общественном транспорте растет на 10-20 процентов в год, в 2023 году было перевезено 100 миллионов пассажиров.
Также в системе общественного транспорта Севастополя работают пять частных перевозчиков. Они обеспечивают более половины трафика на автобусных маршрутах. Частники также вынуждены обновлять автопарк, иначе не смогут участвовать в конкурсах на обслуживание маршрутов по регулируемым тарифам.
По словам председателя Союза транспортных компаний Севастополя Виктора Рыкова, покупка нового транспорта в лизинг будет по силам перевозчикам, если заключать долгосрочные контракты, хотя бы на пять лет. Сейчас они заключены на два года из-за того, что город внедряет новую маршрутную сеть.
В Запорожской области, как и в других новых регионах, до вхождения в состав России обычным делом считалось, когда по городам курсировали автобусы с битыми стеклами, а люди вынуждены были утепляться для поездок.
Сегодня в Запорожской области на подконтрольной России части ситуация с общественным транспортом заметно лучше. Как сообщает правительство региона, на муниципальные и межмуниципальные маршруты в феврале выйдут 350 новых автобусов. Сначала эти машины выйдут на маршрутную сеть Мелитополя и Бердянска, после чего будет формироваться транспортная сеть других населенных пунктов.В новых автобусах появится возможность бесконтактной оплаты с помощью валидаторов.
"Весь транспорт оснащен видеокамерами, информационными табло, люками, местами для инвалидов. Все автобусы - отечественного производства, оборудованы системой транспортной безопасности, низкопольные - для удобства маломобильных граждан", - сообщили "РГ" в пресс-службе губернатора области.
Подготовили Тимур Алиев, Наталья Решетникова, Сергей Винник, Ольга Медведева, Юлия Крымова, Евгений Ракуль
"До конца 2024 года мы планируем поставить порядка 12,5 тыс. транспортных средств. Ранее поддержка оказывалась только крупным городам и агломерациям. С 2023 года в рамках механизмов специальных кредитов автобусы поставляются и для обеспечения сельских территорий и малых городов. Это более 3,5 тыс. автобусов на более 3 тыс. маршрутах, связывающих села и деревни с районными центрами и различными социальными объектами".