Почему сейчас необходимо разделение и какие несовершенства есть у текущей формы магистратуры? Исследователь высшего образования в России Александр Сорокин отмечает, что поскольку болонская система была в истории высшего образования России непродолжительное время, не все программы магистратуры смогли найти принципиальное отличие от специалитета. Во многих случаях, это продолжение той части специалитета, которая не уместилась в бакалавриат. Поэтому зачастую магистратура качественно не отличается по содержанию от бакалаврских программ.
Сейчас студенты стараются выстраивать индивидуальную профессиональную траекторию. "В этом плане попытка разделения магистратур предполагает решение разных задач. В фундаментальной магистратуре можно получить качественно новые знания и интенсифицировать исследовательскую деятельность, что поможет в аспирантуре при написании диссертации. Профессиональная магистратура позволит адаптировать полученные знания под запросы рынка труда и под практическую плоскость", - подчеркивает эксперт.
Эксперт Анатолий Лихтин дополняет, что в контексте его учебного заведения исходить нужно из потребностей народного хозяйства, а не только работодателей. "Люди, которые поступают к нам, не всегда имеют базовое образование в государственном муниципальном управлении. Понятийно-терминологический аппарат, который формируется у бакалавров на протяжении четырех лет, у выпускников медицинских и педагогических вузов надо спешно формировать, что и происходит в начальном периоде обучения в магистратуре", - объясняет он.
В целом опрошенные эксперты положительно оценивают возможное нововведение. В некоторых вузах уже реализован подход разделения. Подобного рода тенденция уже прослеживается и в реализации программ академического превосходства. В частности, в программе "Приоритет-2030", где вузы разделены на два типа: исследовательские и отраслевого и регионального лидерства. Одни больше ориентированы на фундаментальные и прикладные исследования, другие - на взаимодействие с отраслями и с регионами как в плане подготовке кадров, так и научно-технических продуктов.
- Профессиональная магистратура точно нужна. Если говорить о нашем направлении, связанном с государственным и муниципальным управлением, в большей степени люди сюда приходят с первым образованием и опытом работы. Они хотят отшлифовать то, что есть, и сузить свои компетенции в рамках выбранной отрасли. Также с каждым годом появляются новые технологии, которые не всегда возможно освоить в процессе работы, особенно все, что касается цифровизации процессов государственного и муниципального управления и искусственного интеллекта, - говорит Анатолий Лихтин.
Проректор по организации учебного процесса СПбГЭУ Юлия Малевич отмечает востребованность академической магистратуры. Она уточняет, что в идею выделения исследовательских программ заложена попытка создать кадровый резерв для научных и образовательных организаций. Научно-педагогические кадры проходят подготовку в аспирантуре, но первичное звено по привитию навыков научно-исследовательской деятельности - это магистратура.
- Вопрос в пропорциях практико-ориентированной магистратуры и фундаментальной академической. На мой взгляд, магистерских программ, нацеленных на подготовку "исследователей", а именно так планируют называть выпускников академической магистратуры, должно быть около 20 процентов. Это оптимальное число, способное покрыть потребности сегмента образовательных и научно-исследовательских организаций. Больше, наверное, не целесообразно, чтобы на рынке не возник профицит выпускников академической магистратуры, - утверждает Юлия Малевич.
Говоря о возможных рисках, Александр Сорокин добавляет, что если фундаментальные программы магистратуры будут развиваться в отрыве от практической составляющей, то возникнет риск того, что научное знание оторвется от технологий либо практических результатов. Эксперт уверяет, что гармонизация научной и практической повесток принципиально значима как для сферы исследований и разработок, так и для экономики.
Но может ли сложиться ситуация, в которой диплом магистра-исследователя будет менее ценен? Юлия Малевич объясняет, что сейчас рынок труда бизнес-структур стал более нацелен на получение полностью готовых к работе специалистов. Работодатель по-прежнему обращает внимание на качество диплома и рейтинг вуза, который его выдал. Но ключевым аспектом остаются практические навыки и умения потенциальных сотрудников. Поэтому в частном секторе и бизнес-сегменте у некоторых работодателей диплом магистра-практика будет более востребован.
- Если в лице работодателя будет университет или НИИ, то мне кажется, наоборот, диплом магистра-исследователя окажется более понятным и ценным. Обе магистратуры должны предполагать взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами, особенно работодателями, - считает Александр Сорокин.
В ходе заявления министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков отметил, что магистратура должна остаться только в тех учебных заведениях, где для этого есть кадровые и инфраструктурные возможности.
- В технических университетах магистратура сейчас практико-ориентированная. Поэтому сокращать ее в вузах, которые не являются передовыми и недостаточно оснащены, неправильно, - говорит председатель первичной профсоюзной организации сотрудников Санкт-Петербургского государственного технологического института Тамара Чистякова.
Эксперт отмечает, что сама идея разделения магистратуры на два типа неплохая. Но уточняет, что необходимо дать свободу вузам в принятии решений и включить в процесс участника, который реализует эти программы, поскольку все реформы дополнительно ложатся на преподавателя.
- Новые стандарты - это новый учебный план. А нагрузка у преподавателя за последние пару лет увеличилась в полтора-два раза. Для реализации этих идей Минобразования должно работать совместно с Минтруда. Важно установить единые нормы учебной нагрузки для всей страны, - подчеркивает специалист.