Всего в прошлом году рыбной ловлей официально занимались 26 предприятий. Основной улов пришелся на Балтийское море, Калининградский и Куршский заливы. Всего рыбакам удалось добыть чуть больше 61 тысячи тонн водных биоресурсов, что на 3,3 тысячи тонн ниже показателей 2022-го. В приоритете - традиционные для региона балтийская сельдь, салака, килька, треска, камбала, лещ, судак, окунь, рыбец и речной угорь.
Если в заливах квоты еще удавалось держать на уровне 81-86 процентов, то добыча в Балтийском море просела сразу до 53-63 процентов по отдельным видам рыб. Это стало тревожным звоночком, ведь общая популяция водных биоресурсов по-прежнему остается в пределах нормы. На деле оказалось, что рыбаки столкнулись не с природными трудностями, а с последствиями санкционной политики и особенностями свободной таможенной зоны.
- Рыболовецкая отрасль эксклава сильнейшим образом пострадала от внешнего санкционного воздействия. Достаточно вспомнить про закрытие иностранных портов. В итоге нашим рыбакам приходится каждый день проявлять чудеса изобретательности, чтобы преодолеть все барьеры недружественных государств, - прокомментировала бизнес-омбудсмен Калининградской области Светлана Нижегородова. - Более того, заходя обратно в российские порты, рыболовы сталкиваются с административными барьерами уже со стороны отечественных контролирующих органов. Дело доходит даже до судебных процессов. Одна часть спорных ситуаций уже разрешилась в пользу калининградских рыбодобывающих компаний, другая все еще ждет законодательного или судебного разрешения.
Корень проблемы - в свободной таможенной зоне (СТЗ), коей является вся территория Калининградской области. Пока для одних предпринимателей она предоставляет ощутимые льготы, другие сталкиваются с целым рядом ограничений. К последним как раз относятся рыбаки.
По действующему Таможенному кодексу ЕАЭС, заграничные товары можно завозить на территорию СТЗ без уплаты таможенных пошлин. При этом они сохраняют за собой статус иностранных и могут использоваться лишь в пределах особой экономической зоны (ОЭЗ). Если нарушить это правило, то владельца компании могут как привлечь к административной ответственности за несоблюдение таможенной процедуры, так и вовсе завести на него уголовное дело.
- Сейчас получается, что если рыболовецкая компания купила иностранное судно и растаможила его на область, то оно должно ходить исключительно по территории нашей ОЭЗ. Однако это невозможно, поскольку Балтийское море в нее не входит. При этом судно по-прежнему осуществляет свою деятельность в экономической зоне России, - пояснил председатель совета директоров крупного рыбоперерабатывающего завода Сергей Лютаревич.
На практике это приводит к нарушению таможенного законодательства, и рыбаков штрафуют. Один такой казус может вылиться в многомиллионную сумму. При этом винить контролирующие органы нельзя - они просто выполняют свою работу и следят за исполнением действующего законодательства, которое пока не учитывает специфику самого западного региона России.
В аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей в Калининградской области пояснили, что рыболовецким компаниям выдавали соответствующие разрешения на многократное пересечение государственной границы, связанное с промысловым ловом. Это вынужденная мера, когда судно следует по пути рыбного косяка. При этом в другие порты, кроме калининградского, они не заходят, а ремонтируются исключительно на территории ОЭЗ. Но на практике вновь возникает конфликт с Таможенным кодексом ЕАЭС.
Все это очень похоже на ситуацию, в которой оказались калининградские дальнобойщики. Ведь из-за отсутствия российской "растаможки" на фуры они также не могут работать в других регионах страны. Но разница есть: большегруз способен выехать за пределы Калининградской ОЭЗ, если будет обладать статусом транспортного средства, осуществляющего международные перевозки. Морские суда лишены такой возможности. В итоге калининградские рыболовы стали реже выходить на промысел. Отсюда и недобор по квотам на вылов водных биологических ресурсов.
Спасти ситуацию могут только изменения в действующее таможенное законодательство. Уже есть соответствующее поручение президента страны касательно послаблений для калининградских рыбаков, занимающихся прибрежным ловом. Однако процесс это небыстрый, ведь для изменения Таможенного кодекса ЕАЭС, вероятнее всего, потребуется одобрение других государств-участников таможенного союза.
Между калининградскими компаниями уже распределили квоты на добычу мелкосельдевых видов рыб на 2024 год. Их общий объем составил 40 тысяч тонн. Две трети от этого числа пришлись на кильку и салаку - по 29 тысяч и 11 тысяч тонн соответственно.