Как сообщил "Российской газете" руководитель "Долями" Дмитрий Серегин, в 2023 году клиенты с помощью сервиса совершили покупок на более чем 40 млрд руб. За год показатель вырос в 4,4 раза, число партнеров, как и пользователей, тоже кратно увеличилось, отмечает он. Для сравнения - в предшествующие два года объем покупок составил суммарно 10 млрд руб. В пресс-службе "Яндекса", предлагающего сервис "Сплит", также отметили, что рынок BNPL еще находится на раннем этапе развития.
В текущем году положительная динамика по развитию сервисов точно сохранится, уверены участники рынка. Рост объемов ожидается за счет как популяризации такого способа оплаты среди населения, так и подключения новых магазинов-партнеров.
Сервисы оплаты частями в России появились относительно недавно - в период пандемии, 2021 году. BNPL, что расшифровывается как "купи сейчас, плати потом", - инструмент для многих стран привычный. Однако в России на него приходится небольшой процент покупок в интернете. Если в 2022 году его доля в e-commerce составляла менее 1%, то к концу 2024, по прогнозам Frank RG, она может вырасти до 1,8%.
Ключевые игроки на рынке BNPL - крупные банки и ИТ-компании. Помимо сервисов "Долями" от Тинькофф-банка и "Сплит" от "Яндекса" существуют и другие: например, "Плати частями" от Сбербанка и "Подели" от Альфа-банка.
И суть довольно проста: цену товара можно разделить на части, как правило, четыре, выплачивать которые нужно каждые две недели. Клиент по сути занимает, но не оформляет кредит и не предоставляет паспортные данные. За такой простотой скрываются и определенные риски. Например, это нерегулируемый размер штрафов за просрочку, невысокая степень информированности клиента о возникающих обстоятельствах, неконтролируемое повышение долговой нагрузки, сообщили "РГ" в пресс-службе Банка России.
"Мы хотим, чтобы рынок рассрочки был максимально прозрачным, и была возможность контролировать возможные риски", - указали в ЦБ. И одна из целей регулятора - ограничение долговой нагрузки. "Поэтому мы не исключаем возможность введения определенных ограничений на сделки с операторами сервисов рассрочки. Также может быть введено требование учитывать в кредитных историях обязательства, возникающие при использовании сервисов рассрочки, превышающих определенный лимит", - рассказали в Банке России.
Сейчас рассматриваются две модели. С одной стороны, это платная рассрочка, которую некоторые сервисы BNPL тоже предлагают, но уже в качестве кредитного продукта с указанием ставки. "Регулирование здесь не должно отличаться от регулирования в потребительском кредитовании, иначе возникает арбитраж. Предоставлять такую рассрочку должны профессиональные кредиторы", - подчеркнули в ЦБ.
С другой стороны, существует бесплатная рассрочка, которая, как правило, выдается на два месяца без переплат. Ставки здесь нет, но имеются штрафы - обычно в размере 5-7% от всей суммы. "Здесь мы обсуждаем возможность предоставления такой услуги специализированными операторами рассрочки, - поясняют в пресс-службе регулятора. - В таком случае для них будут установлены требования, обеспечивающие защиту прав потребителей. И рассматривается создание специального реестра таких операторов". По поручению президента РФ правительство совместно с ЦБ должны подготовить поправки, регулирующие сервисы рассрочки, до 1 июня 2024 года.
В пресс-службе "Яндекса", предлагающего сервис "Сплит", поделились, что в случае, если процесс покупки в BNPL будет "утяжелен" и перестанет быть простым и бесшовным для пользователя, это может критически повлиять на удобство, и, как результат, будущее всего рынка. "Это может стать негативным фактором и для продавцов, в том числе представителей малого и среднего бизнеса. Для них BNPL - инструмент повышения продаж и привлечения новой аудитории", - объяснили там.
Дмитрий Серегин, руководитель сервиса "Долями" от банка Тинькофф подчеркнул, что они принимают активное участие в диалоге регулятора и участников рынка. "Уверены, что BNPL-рынку необходимо ответственное регулирование, - говорит он. - Самым эффективным для BNPL - установить максимальные срок и сумму, обязательность частичной оплаты товара или услуги потребителем за свой счет, отсутствие платы для потребителя и запрет на дифференциацию стоимости товара".
По словам участников рынка, необходимо установить и основные принципы работы BNPL-провайдеров в части мисселлинга (навязывание не того продукта, за которым обратился клиент, - прим. "РГ"), скрытых комиссий и ценовых манипуляций. Важно учитывать и базовые принципы "знай своего клиента", например, что сервисом воспользовался совершеннолетний, говорит Серегин.
По своей сути BNPL не является кредитным продуктом: во взаимоотношении с покупателем нет кредитного договора и свойственных ему инструментов работы с просрочками в отличии от POS-кредитования (которые оформляются прямо в торговой точке - прим. "РГ"), кредитных карт и займов до зарплаты или PDL. "Поэтому важно не перегрузить удобный технологичный продукт большой регуляторной надстройкой. Считаем, что регулирование рынка должно основываться на возможностях современных технологий, лежащих в основе BNPL", - отмечает руководитель "Долями".
В случае неуплаты, скорее всего, нельзя будет больше воспользоваться сервисом, отмечает доцент РЭУ им. Г. В. Плеханова Юлия Коваленко. Дело в том, что лимит рассчитывается персонально каждому. Как правило, он ограничивается несколькими десятками тысяч рублей. "И стоит сказать, что данные о заключенных договорах не передаются в бюро кредитных историй", - отмечает эксперт.
Это означает, что клиент, одолжив у нескольких сервисов, может еще и обратиться в банк за потребительским кредитом. В итоге его долговая нагрузка становится выше допустимого уровня, с чем сейчас и борется регулятор, ужесточая макропруденциальное регулирование. Особенность финансового продукта заключается и в том, что граждане покупают больше необходимого, в результате чего накапливается немалый долг. Средний чек покупок с помощью сервиса становится на 81% выше, чем при оплате картой, говорит Серегин.
"При оплате частями с помощью BNPL пользователь самостоятельно выбирает комфортный срок оплаты и условия - на два месяца без переплаты или на больший срок с небольшой комиссией. Вся информация о размере потенциальной переплаты и сроке оплаты доступна сразу на странице товара", - отмечают в пресс-службе "Яндекса".
В сервисе от Тинькофф-банка добавили, что при необходимости в любой момент можно досрочно оплатить весь остаток в один клик. Чаще всего подобные сервисы используют для покупок товаров для дома, красоты и мелкой бытовой техники. Средний чек, если исходить из данных "Сплита" , составляет около 6 тыс. руб.