Находясь в одиночестве в течение 12 лет в комфортных условиях, Брейвик подал жалобу на норвежское государство, утверждая, что его тюремная изоляция нарушает его права человека. В течение процесса, который проходил в спортзале тюрьмы Рингерике, 45-летний экстремист, иногда пуская слезу, представлял себя депрессивным, пристрастившимся к антидепрессантам человеком и обвинял власти Норвегии в намерении "подтолкнуть его к самоубийству", сообщает AFP. Со своей стороны, адвокаты правительства заявили, что Брейвик по-прежнему представляет собой "абсолютно чрезвычайную опасность из-за совершенно необузданного насилия". "Брейвик ежедневно получает выгоду от хороших материальных условий содержания и относительно большой свободы", - постановила в своем решении судья суда Осло Биргитте Кольруд. "Рассматривать серьезные изменения в тюремном режиме кажется нереальным, потому что вряд ли мы увидим существенные изменения в таблице рисков в краткосрочной перспективе", - добавила она. Перед оглашением вердикта адвокат Брейвика сообщил агентству, что в случае неудачи он подаст апелляцию в первую инстанцию.
22 июля 2011 года Брейвик сначала взорвал бомбу возле штаб-квартиры правительства в Осло, убив восемь человек, затем убил еще 69 человек, большинство из которых были подростками, открыв огонь в летнем лагере в Осло. В 2012 году он был приговорен к максимальному наказанию, действовавшему на тот момент в Норвегии, а именно к 21 году тюремного заключения с возможностью продления до тех пор, пока его считают опасным.
В тюрьме у него есть три отдельные комнаты - жилая комната, комната для занятий и тренажерный зал на верхнем этаже, а на нижнем этаже, который он делит поочередно с другим заключенным, кухня, ТВ-зал, столовая и комната для свиданий. В соответствии с его просьбой завести домашнее животное у него есть три попугая, а также доступ к игровой консоли Xbox. "С Брейвиком обращаются особенно хорошо", - свидетельствовал в суде директор тюрьмы Эйрик Бергштедт.
Но его адвокат утверждал, что власти не приняли достаточных мер, чтобы компенсировать его изоляцию, а его человеческое общение по существу ограничивалось контактами с профессионалами - охранниками, адвокатами, пастором. "Он никогда не выйдет наружу, он это прекрасно понимает", - заявил во время разбирательства Эйстейн Сторрвик. По его словам, обращение с его клиентом противоречит статье 3 Европейской конвенции по правам человека, которая запрещает "бесчеловечное или унижающее достоинство наказание или обращение".
"Брейвик сегодня представляет ту же опасность, что и 21 июля 2011 года", - возразил государственный адвокат Андреас Хьетланд, подчеркнув, что он все еще может совершать насилие или вдохновлять на это других. В ходе разбирательства выяснилось, что в 2018 году Брейвик совершил три попытки самоубийства, а также кампанию неповиновения: он тогда рисовал экскрементами надписи, в том числе свастику, кричал нацистские лозунги и устроил голодовку. Тем не менее два эксперта, вызванные в суд, пришли к выводу, что у заключенного не было ни серьезной депрессии, ни суицидальных намерений.
В 2016 году Брейвик уже подавал иск в суд на тех же основаниях и частично выиграл дело в первой инстанции, но оно было полностью отклонено по апелляции государства. Европейский суд по правам человека тогда признал его жалобу.