15.02.2024 16:33
    Поделиться

    Как изменилась торговля за четверть века

    Первые магазины известного российского ритейлера появились 25 лет назад, когда продукты еще было принято покупать на рынках. Гендиректор "Пятерочки" Владислав Курбатов в интервью "РГ" рассказал, какой космически скоростной путь проделала торговля с тех пор, как можно удерживать цены в сегодняшних условиях и как рядовому сотруднику магазина получить квартиру в Москве.
    Гендиректор "Пятерочки" Владислав Курбатов: На продукты, за которыми часто приходят в магазин, мы стараемся стабильно держать низкую цену.
    Гендиректор "Пятерочки" Владислав Курбатов: На продукты, за которыми часто приходят в магазин, мы стараемся стабильно держать низкую цену. / Пресс-служба торговой сети "Пятерочка"

    Насколько современные "Пятерочки" отличаются от первых магазинов?

    Владислав Курбатов: Первые магазины походили на хард-дискаунтеры - после кризиса 1998 года для потребителей была важна низкая цена. Но по факту создавался новый стандарт цивилизованной торговли. В универсамах было дорого, а у нас можно было купить все практически по той же цене, что и на рынке, но в чистоте, тепле и комфорте. За эти 25 лет сеть прошла грандиозный путь - появились кассы самообслуживания, экспресс-доставка, выросло качество и ассортимент. Сегодня мы обеспечиваем покупателям доступность продуктов в 21 тысяче наших магазинов от Калининграда до Владивостока.

    С какими вызовами столкнулась сеть за четверть века?

    Владислав Курбатов: Когда все только начиналось, с выбором продуктов была проблема, логистика не была выстроена. Сегодня мы должны быть гибкими - новые маршруты доставки, альтернативные поставщики, приходится инвестировать в сдерживание цен на полке, несмотря на инфляцию и рост затрат. Важность доступной цены никуда не делась, это требует постоянной работы над эффективностью.

    Как вы оцениваете перспективы магазинов "у дома" с учетом агрессивного развития жестких дискаунтеров?

    Владислав Курбатов: Жестких дискаунтеров мало. А доля магазинов "у дома" в общем обороте розничной торговли - более 30%, и она растет. "Пятерочка" - скорее мягкий дискаунтер. У нас больше выбор, а цена близка к минимальной. К тому же мы находимся максимально близко к потребителю. По сути, закрываем разные потребности, разную корзину, используем разные инструменты привлечения покупателей.

    Сейчас многие торговые сети открывают внутри магазинов кофе-корнеры, развивают ассортимент готовой еды. Рассчитываете составить конкуренцию ресторанам?

    Владислав Курбатов: Тренд на готовую еду будет и дальше набирать обороты - подрастает поколение, которое не любит и не хочет готовить. Да и темп жизни в целом возрастает - мы начали кормить готовыми блюдами более 1 миллиона гостей ежедневно. Полноценный обед в нашем магазине стоит куда дешевле, чем бизнес-ланч в кафе и даже фастфуд. Мы увеличиваем количество кофе-корнеров и своих пекарен в магазинах и планируем добавить небольшие столы для комфортного перекуса.

    Какова сейчас доля товаров собственной торговой марки? Планируете расширять предложение?

    Владислав Курбатов: Сегодня в наших магазинах она - 24%. Мы будем ее наращивать и стремиться к тому, чтобы в 65% чеков обязательно присутствовал какой-то товар СТМ. В планах - уменьшить количество марок, но сделать каждую более узнаваемой. Для покупателя СТМ - это гарантия невысокой цены при стабильном качестве. Для ритейла - возможность дифференцироваться на рынке и работать со своим продуктом, сохраняя цену, когда на брендовые товары она уже повысилась.

    Как справляетесь с дефицитом кадров?

    Владислав Курбатов: Сложности, конечно, есть. Мы прикладываем максимальные усилия для удержания наших сотрудников, но также понимаем, что в связи с развитием нужны и новые кадры. Например, стараемся давать дополнительные выгоды, чтобы сотрудники получали высокую стабильную зарплату, заботимся о персонале. Недавно разыграли квартиру, автомобили и другие призы среди сотрудников. Квартиру в Москве, кстати, выиграл пекарь из Ижевска.

    За счет чего в нынешних условиях можно удерживать низкие цены?

    Владислав Курбатов: В первую очередь помогают долгосрочные контракты напрямую с производителями продуктов. Производитель получает от нас заказ на определенный объем, мы получаем его по понятной, фиксированной цене. Во-вторых, мы работаем над упрощением бизнес-процессов. Например, сейчас тестируем проект "Пересборка" - немного оптимизировали ассортимент, чтобы можно было выкладывать товар в зале коробками. Это серьезно сокращает трудозатраты.

    Не сокращаете ли долю промо? Как еще можно формировать выгодное предложение?

    Владислав Курбатов: На продукты, за которыми часто приходят в магазин, мы стараемся держать низкую цену стабильно - по принципу EDLP (EveryDayLowPrices - каждый день низкие цены). Если два года назад доля таких товаров составляла около 7%, то сейчас уже достигает 20%. А доля промо, наоборот, сократилась вдвое.

    Какая доля продаж сейчас приходится на онлайн? Планируете развивать?

    Владислав Курбатов: Доля онлайн-продаж составляет в среднем по стране 3%. В каких-то регионах она выше, например, во Владивостоке - порядка 8%. За прошлый год мы выросли в онлайн больше чем в два раза и в заказах, и в товарообороте. И в этом году мы продолжаем расти выше наших ожиданий.

    Как сеть поддерживает малый и средний бизнес?

    Владислав Курбатов: Есть несколько направлений. Например, в Липецке работает "Агроагрегатор" - когда компания-агрегатор приобретает продукцию у местных фермеров для последующей реализации в наших магазинах в заранее согласованных и гарантированных объемах. На конец прошлого года мы таким образом заключили более 120 контрактов. Этот опыт мы планируем тиражировать. Есть в торговых залах и фермерские уголки (формат магазин в магазине). Еще мы развиваем франшизу, что позволяет небольшим региональным предпринимателям открывать магазины под нашим брендом.

    А что происходит с вашими социальными проектами?

    Владислав Курбатов: У нас их много, и мы несмотря на сложности, не стали от них отказываться. С 2015 года реализуем проект "Корзина доброты", когда покупатели передают продукты нуждающимся, а после мы дополняем продуктовые наборы. Каждый год объем сборов увеличивается в разы - за 2023 год более чем вдвое. За годы существования проекта нам помочь более 200 тысячам нуждающихся семей! Много лет существует "Конфетка доброты" - часть денег от покупки каждого леденца перечисляется в фонд "Линия жизни". На эти средства 209 детей получили прямую адресную помощь, еще 45 детей прошли необходимые генетические исследования. Также недавно стартовал фудшеринг - безвозмездная передача нуждающимся продуктов с истекающим сроком годности. Пятый год в магазинах работают "Островки безопасности", и благодаря этому проекту более 5 тысяч человек уже вернулись к близким. Мы также организовали "Центры местных сообществ" для реализации социальных и культурных инициатив: в небольших городках местные жители вместе организуют выставки, мастер-классы для детей и т.д.

    Сейчас у вас под управлением уже более 21 тысячи магазинов. Какие планы на следующую 25-летку?

    Владислав Курбатов: Загадывать так далеко невозможно в нашем быстро меняющемся мире. Но сейчас очевидно, что магазины будут совмещать в себе разные форматы (те же кафе или центры сообществ). Наверняка, будет расти доля онлайн. Конечно, будет развиваться автоматизация процессов: возможно, появятся роботы, которые будут выкладывать товары на полки или развозить заказы.

    Поделиться