По информации экспертов логистической отрасли, за прошлый год спрос на водителей категории Е увеличился на 32%, категорий В и С - на 39%. Игроки рынка считают, что причинами такой ситуации стали демографическая ситуация и специфика профессии. Дело в том, что большая часть кандидатов на должность водителя категории Е - старше 45 лет. В то же время труд водителя тяжелый - он предполагает длительные командировки, большую ответственность за груз и машину, а также опасности на дороге, отмечают эксперты.
Решают проблему дефицита водителей логистические компании разными способами, в том числе - с помощью реферальных программ.
"Кандидаты попадают в нашу компанию через несколько каналов. Стандартные ресурсы - рекрутинговые сайты и digital инструменты, дают большинство соискателей, но также у нас есть специально разработанная реферальная программа "Приведи друга". Как результат - более 30% кадров было принято благодаря ей, - делится заместитель гендиректора по развитию ГК "Деловые Линии" Дмитрий Хрущалев. - Также мы проводим большую работу по возврату ушедших сотрудников, в том числе водителей категории E".
"В грузоперевозках не хватает кадров, дефицит достигает 20-25%. Особенно остро не хватает водителей на категории Е. Она позволяет управлять транспортными средствами с прицепом или полуприцепом, - отмечает глава ассоциации "Грузавтотранс" Владимир Матягин. - Даже с учётом роста зарплат сложно заполнить вакуум. Это связано сразу с несколькими причинами: ужесточение требований к мигрантам, уход с территории страны большого количества украинских водителей и специалистов старой формации, которые учились вождению ещё при СССР, а также непопулярность профессии среди молодежи".
С точки зрения представителей ассоциации, данную проблему можно решить без глобальных вложений поправкой законов. Сейчас для того, чтобы получить категорию Е, необходимо год проездить с правами категории С, которые позволяют управлять небольшим грузовиком. Если отменить обязательное правило годовой отработки, вместо этого больше вложив в практику и расширение программы, это позволит частично решить проблему, считает Матягин. Специалистов можно готовить быстрее, позволяя водителям с определенным стажем и правами категории В сразу обучаться на получение категории Е.