Креативный класс - это понятие в нашей стране относительно новое. 28 ноября 2023 года был принят в первом чтении законопроект о развитии креативных индустрий: появилось понятие креативной (творческой) индустрии как экономической деятельности сферы, у которой будет единый координатор, появится общероссийский реестр участников, а учебные заведения станут готовить специалистов для творческих индустрий.
- Кировский творческий класс на сегодня достаточно неоднороден, - поделилась своим взглядом Ирина Медведева, председатель правления Кировского регионального отделения "Союза дизайнеров России". - Представители малого и среднего бизнеса, фрилансеры, самозанятые - за последний год их количество увеличилось, и эта тенденция пока сохраняется, это реальная сила. Хотя, думаю, многие бы из них очень удивились, узнав, что являются креативным классом - мало кто пока понимает, что такое креативная индустрия и как она может работать.
По мнению создателей закона, творческие индустрии могут быть самыми разными: кинематограф, дизайн, народные художественные промыслы и так далее. Причем масштаб не имеет значения. Регионы смогут сами для себя отбирать наиболее значимые и важные сферы. А когда как не в юбилейный год успеть не только определиться, но и показать друг другу и многочисленным гостям особенности региона, его изюминку? Порой зайдя и с неожиданной стороны.
Кировчане - участники экспертного сообщества, каждый в силу своей профессиональной деятельности давно уже вовлеченный в затронутую тему, - поделились взглядами на то, как нынешний творческий класс Вятки может обогатить их родной город, привлечь туристов, насколько реально именно внутренними силами украсить юбилей региона и какие в то же время видятся сложности.
Например, проректор Вятского госуниверситета доктор социологии Екатерина Митягина поделилась выводами, которые были сделаны на основе обработки социологических данных:
- Кировчанин удивительно креативен даже в лингвистическом плане - у него богатая, особая, узнаваемая речь. Отдельно любопытный момент касается литературного творчества: поэзия Вятки значительно ярче прозы.
К слову, забегая вперед, отметим, что у жителей города-юбиляра, как и у читателей "Российской газеты", будет еще возможность составить свое мнение об этом - среди мероприятий юбилейного года планируется и большой литературный конкурс. К этой теме мы вернемся в следующих выпусках.
Как считает директор Вятского художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых Анна Шакина, юбилей способствует желанию и реализации творческих замыслов, есть стремление представлять яркий, узнаваемый продукт:
- Наш музей совместно с представителями творческой индустрии разработал ряд проектов специально к празднику. В частности, в рамках выставки "Художник и Архитектор. Александр Витберг" запущен медиапроект, рассказывающий об эпохе, истории страны и жизни творца в XIX веке. Да и в целом креативная индустрия города готова участвовать в разных мероприятиях юбилея - творческих людей в нашем городе стало больше, другой вопрос в качестве продукта.
Сомнениями поделилась директор мастерской по изготовлению дымковской игрушки Надежда Менчикова:
- Дымковскую игрушку, гордость Вятской земли, сейчас эксплуатирует огромное количество дизайнеров, и вот тут очень велик риск, переходя от индивидуального творчества к целой индустрии, утратить штучность, особую манеру росписи опытными мастерами - а таких единицы. Ведь возникший интерес, неизбежный для целого потока мероприятий и выставок, диктует спрос на большой объем самых разных объектов в стиле дымковской игрушки: от броской полиграфии до крупных порой форм, буквально четырехметровых фигур. И нужно сказать, что далеко не всегда это удачно. Стремясь максимально популяризировать народный промысел, нужно помнить об опасности лишить его авторского почерка. Ведь тогда открывающие для себя ту же самую дымковскую игрушку впервые просто не получат истинного представления об оригинале.
Творцы создают сейчас различные неформальные сообщества и союзы - совершенно очевидно, что самим поодиночке пробиваться трудно. Особенно это касается самозанятых и микропредпринимателей, считает Ирина Медведева. Поддерживает ее и автор экологического маршрута "Большая Вятская тропа" Анна Чибрина:
- Цель у всех нас одна, но реальность пока больше похожа на басню "Лебедь, щука и рак" - нет единого движения. Было бы здорово, если бы все креативные устремления, самые разноплановые, объединились в один единый кластер. Мы готовы и умеем много работать сами, но всесторонняя поддержка, в том числе власти, конечно, нужна: дело ведь общее. В итоге это повысит туристическую привлекательность региона, а большие юбилейные торжества- самый удачный момент широко показать изюминки своей земли!