До девяноста процентов своей продукции алтайские оленеводы традиционно поставляют на экспорт в Южную Корею. Но в прошлом году спрос на российские панты в странах Юго-Восточной Азии резко упал, а вместе с ним рухнули и цены. Если в 2022-м корейские импортеры скупали неокостенелые рога на Алтае в среднем по 400 долларов за килограмм, а особо качественные - по 500, то в прошлом году давали в среднем только 280-320 долларов.
- Но самое главное, что даже по такой цене мы не можем продать, - сетует руководитель внешнеэкономической производственно-отраслевой ассоциации оленеводческих хозяйств Республики Алтай Владимир Мещеряков. - Обычно наша ассоциация, в которую входит более тридцати хозяйств, одной из первых оформляла сделки на экспортные поставки пантов нового урожая, и потом все ориентировались на наши цены. Но в прошлом году мы долго не могли договориться с корейскими партнерами, поскольку они явно занижали цены и вообще отказывались покупать продукцию. В результате у нас сейчас на складах осталось около 65 процентов пантов прошлогоднего урожая, хотя обычно они расходятся еще осенью. Если и в этом году будут такой спрос и цены, то пантовое оленеводство станет нерентабельным и хозяйства просто откажутся от разведения маралов.
Прямая зависимость от конъюнктуры экспортного рынка уже неоднократно негативно сказывалась на развитии этого экзотического направления животноводства. По словам председателя Союза оленоводов (мараловодов) Сибири Александра Попова, за последние тридцать лет это девятый подобный кризис.
- В этот раз сложности возникли не только из-за санкций, - прокомментировал ситуацию корреспонденту "РГ" глава отраслевого союза. - За два года мы научились работать в санкционных условиях. Тем более особых ограничений на поставку в Южную Корею нет, въезд не ограничен, сохранился и безвизовый режим. Были сложности с расчетами и переводом денег, но мы их решили. Нынешняя ситуация во многом связана с перегревом рынка. В период распространения коронавируса спрос на алтайские панты серьезно вырос, а вслед за ним поднялись и цены. В 2022 году, несмотря на санкции и проблемы с платежными системами, спрос на нашу продукцию тоже был высоким. Скупщики из Южной Кореи изначально предлагали хорошие деньги, а наши мараловоды, учитывая конъюнктуру, просили еще больше.
Но в 2023-м ситуация сложилась прямо противоположная: цены упали на тридцать-сорок процентов, да и не ехали скупщики в Россию. Мы предполагаем, что это сговор с целью уронить цены.
Что будет в этом сезоне, мараловоды боятся даже прогнозировать. Если они не смогут продать до лета урожай 2023 года, то после срезки новых пантов возникнет настоящий кризис перепроизводства. И при сохранении низкого спроса и низких цен некоторым хозяйствам придется сокращать стадо маралов, содержание которых обходится недешево.
- Такие низкие цены уже были, но ситуация складывалась не столь критично, - говорит Александр Попов. - Нас в такие кризисы обычно спасала нестабильность курса рубля. Когда в конце 1990-х рухнул мировой рынок, многие хозяйства не разорились именно из-за резкого падения курса российской валюты - в долларах цены снизились, а в рублях даже выросли. И сейчас вроде бы тоже курс рубля падает, но за последние два года очень серьезно увеличились расходы - прежде всего на солярку. Если в 1990-е килограмм пантов стоил в среднем 900 долларов, а литр дизельного топлива - десять центов, то сейчас соответственно 280-300 долларов и 50-60 центов. Да и все затраты серьезно увеличились - на зарплаты, корма, приобретение техники, обновление и ремонт парковой изгороди. Конечно, ситуация не столь аховая, как в 1997-1998 годах, когда цены рухнули ниже 200 долларов и спроса не было совсем. Но близка к ней. Надо пережить нынешний год, и он покажет, что будет дальше. Остатков пантов много. Даже если мы их постепенно продадим по низким ценам, то возникнут проблемы со сбытом нового урожая. Осенью ситуация может быть еще хуже из-за высокой затоваренности. Но надеемся, что спрос все-таки восстановится.
Поставки на внутрироссийский рынок мараловоды даже не рассматривают в качестве альтернативы экс-порту. Несмотря на все попытки федеральных и региональных властей сформировать устойчивый спрос на пантовую продукцию в стране и развивать собственную переработку, потребление пантов на внутреннем рынке по-прежнему не превышает и десяти процентов от общего объема производства.
- Мы почти не продаем панты внутри страны, поскольку это никому не надо, - сетует Владимир Мещеряков. - У нас нет культуры потребления такой продукции, поэтому ее производство в последние годы сокращается. Если и экспортные поставки прекратятся, то встанет вопрос о существовании отрасли.
Между тем
На Республику Алтай и Алтайский край сегодня приходится больше 80 процентов всего российского поголовья маралов и пантовых оленей. В республике содержится более 58 тысяч голов, в Алтайском крае - свыше 27 тысяч.