Те, кто потеряли сотрудников, признались: главные причины - снижение выручки и невозможность обеспечить конкурентную зарплату, в том числе из-за оттока кадров во фриланс. Несколько опрошенных сообщили, что количество нанятых пришлось уменьшить после расторжения договоров аренды нестационарных торговых объектов (НТО).
Кстати, опрос, который проводили чуть раньше, в ноябре, по 85 регионам, показал: адаптационный потенциал уральского малого бизнеса выше среднероссийского - на санкции пожаловались всего 13,4 процента участников, 10,9 процента нашли новых поставщиков в дружественных или нейтральных странах, как и новые направления экспортных потоков, а 19,4 процента расширили присутствие на внутреннем рынке. Когда организаторы исследования интересовались влиянием санкций, чуть более трети респондентов заявило: к первым ограничениям мы уже приспособились, вот только постоянно добавляются новые… Еще 29,7 процента считают, что полностью адаптировались, а на 22 процента компаний давление Запада вообще никак не повлияло.
В целом среди предпринимателей стало больше оптимистов: на просьбу оценить состояние своего бизнеса 20,6 процента ответили: стабильный рост, а у 1,2 процента даже ускоренный, тогда как в 2022-м таких было всего 8,9 процента. Еще 17 процентов отметили снижение выручки, но подчеркнули: ситуация под контролем. Снизилось и число тех, кто видит лишь негативный сценарий, вплоть до закрытия компании - 6,7 процента против 7,4 годом ранее. И все же значительное число респондентов (35,8 процента) выбрало не самый позитивный вариант - стагнация, колебания около нуля.
- Это беспокоит, ведь годом ранее таких было 17,4. Значит, данная категория заслуживает особого внимания и поддержки, чтобы их бизнес не ушел в штопор, - комментирует статистику уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области Елена Артюх.
В качестве основных проблем МСБ обозначил нехватку квалифицированных кадров, и здесь его ощущения впервые за несколько лет совпали с мнением крупного бизнеса. Причем влияние этого фактора выросло почти вдвое по сравнению с 2022 годом. На втором месте - увеличение издержек, на третьем - снижение внутреннего спроса. Издержки увеличиваются, поскольку приходится закупать импортное сырье и комплектующие, из-за высокой ключевой ставки подорожали кредиты, скакнули вверх цены на ГСМ и услуги естественных монополий. А вот рост тарифов, налоговой нагрузки и неплатежи контрагентов имеют практически одинаковый вес.
Большая доля участников отметила, что действующие стратегические документы в сфере МСП нуждаются в актуализации. Бизнес предлагает государству создавать больше стимулов для перехода из статуса микро- и малых предприятий в средние, особенно в производственной сфере, равно как и разрабатывать адресные меры поддержки для средних компаний. В частности, на региональном уровне можно было бы снять лимит на применение инвестиционного налогового вычета только по одному основанию и увеличить его размер до 90 процентов. А также пересмотреть нормативы накопления ТКО, приблизив их к фактическим, и урегулировать размещение сезонных объектов общепита: в 2023-м их вывели из-под действия законодательства об НТО, между тем у многих предпринимателей договоры аренды истекают в нынешнем году.