Это сейчас и происходит, на фоне завершающегося в этом году контракта на прокачку газа через территорию Украины. Наибольшее давление идет на Словакию, Австрию и Венгрию - крупнейших из оставшихся потребителей нашего трубопроводного газа в ЕС.
Действительно, биржевые котировки в ЕС опустились до докризисного уровня, ниже 300 долларов за тысячу кубометров. Другое дело, что произошло это в период очень низкого спроса на газ и заполненных подземных хранилищ газа (ПХГ). К 15 февраля - на 65,94% - один из самых высоких показателей на эту дату. Но вот заполнены ПХГ газом, купленным по цене от 500 до 2000 долларов за тысячу кубометров. И сейчас продавать его потребителям по ценам ниже 300 долларов за тысячу кубометров - не самый хороший бизнес.
Как отмечает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, волатильность биржевых цен на европейском газовом рынке уже никого не удивляет. Прошлой зимой разрыв с летними ценами был еще выше, а значительная часть газа, которая сейчас хранится в европейских ПХГ была закачана в 2022 году на ценовом пике в разы, а то и на порядок дороже, не говоря уже о себестоимости хранения в течение двух зим. Очевидно, что за это заплатят и владельцы газа, и конечные потребители, которым никто не собирается снижать цены такими же темпами, как сократились котировки на хабах.
Пользоваться услугами ПХГ могут как продавцы газа, так и покупатели, уточняет директор по исследованиям компании "Имплемента" Мария Белова. В любом случае и те и другие стараются хеджировать свои ценовые риски. К тому же нет никакой гарантии, что к следующему отопительному сезону котировки вновь не пойдут вверх, говорит эксперт.
То есть промышленным потребителям, если только они не закупают газ напрямую на хабе (точка торговли газом) TTF и простым людям ожидать скорого и сильного снижения цен на газ не приходится. Причем сейчас продолжается забор газа из ПХГ - потребление в 10 раз превышает закачку. Она традиционно начнется с середины весны и к лету, если оно будет жарким спрос на газ быстро вырастет. Основные поставщики газа в Европу сейчас - Норвегия, США (поставляют сжиженный природный газ), Алжир и Россия. Норвегия и Алжир никуда не денутся. А вот с Россией и США история более непонятная.
Как отмечает Белова, согласно условиям контрактов на покупку американского сжиженного природного газа даже при возросших фрахтовых ставках на фоне низких цен на газ в США их СПГ обходится Европе в 230-250 долларов за тысячу кубометров. Так что эти поставки вполне в рынке, считает Белова.
Но большая доля американского СПГ попадает в Европу по быстрым контрактам. Если цена на газ начнет расти в Азии, то поставки пойдут туда, а не в Европу. Это в свою очередь подстегнет цены к росту уже на западе нашего континента. А если учитывать, что около 15 млрд кубометров нашего газа ЕС получает через Украину, то есть по маршруту, от которого хотят отказаться в Евросоюзе, то Европе понадобятся дополнительные объемы СПГ.
При этом на наш экспорт сегодняшнее снижение цен на газ в ЕС может оказать разнонаправленное влияние, считает Белова. С одной стороны, оно может оживить спрос, и в этом году мы ожидаем роста потребления газа в Европе на 5-10 млрд кубометров. Причем на часть этого объема может претендовать Россия. С другой - выручка от продажи газа может оказаться ниже прошлогодней, поясняет эксперт.
Сохранить на уровне, а тем более нарастить поставки газа в Европу мы сможем только при условии продолжения транзита через Украину. Ну или, что совсем маловероятно, при условии запуска остановленного газопровода "Ямал-Европа" или сохранившейся после терактов одной нитки "Северного потока-2". О незаинтересованности в продлении договора о транзите нашего газа заявили уже Украина и ЕС. С нашей стороны также говорилось, что никаких переговоров о продлении контракта, истекающего в декабре этого года, не ведется. При этом чисто с экономической точки зрения, прекращение транзита невыгодно всем сторонам. Здесь работают только политические факторы, которые, как известно, имеют свойство быстро меняться.
Если транзит будет прекращен раньше, как сейчас настаивают в ЕС, то Европа опять получит дополнительный дефицит газа в 15 млрд кубометров. Если транзит прекратят по истечению контракта, то этот дефицит возникнет в 2025 году. Там, где дефицит, там рост цен, а в Европе недостаток газа присутствует с 2021 года. Поэтому нынешнее снижение не более, чем временное. Повторения 2022 года не будет, но рост цен неизбежен. А вот насколько он будет сильным зависит теперь больше от политических решений.