По словам министра транспорта Виталия Савельева, проект будет реализован по принципу государственно-частного партнерства на основе концессионного соглашения. Создана компания "ВСМ две столицы", которая станет акционером концессионера. В качестве концедента выступит Федеральное агентство железнодорожного транспорта Минтранса России. Подписание концессионного соглашения запланировано на конец апреля 2024 года.
По словам Савельева, финансовая модель высокоскоростной магистрали (ВСМ) между Москвой и Санкт-Петербургом включает 580 млрд руб. средств из Фонда национального благосостояния (ФНБ), облигации "Газфонда" на 290 млрд руб. Министр транспорта РФ также сообщил, что проект ВСМ предусматривает два участка строительства, а также закупку подвижного состава.
Первый участок - от Санкт-Петербурга до Зеленограда, его стоимость оценивается в 1 трлн 755 млрд руб., а строительство предлагается осуществлять в рамках концессионного соглашения. Второй участок - это строительство выходов из Москвы. Его строительство планируется осуществить в рамках инвестпрограммы ОАО "РЖД", общая стоимость оценивается в 221,5 млрд руб. "Отмечу, что РЖД уже вложено порядка 40 млрд руб. в его развитие. В части закупки подвижного состава требуется 148 млрд руб. на первую партию, состоящую из 28 поездов, планируемых к поставке на линию к 2028 году", - сказал Савельев.
По словам министра, в качестве базового сценария финансирования проекта ВСМ рабочей группой была принята следующая структура финансирования. "Первое - 218,5 млрд руб. - это взносы в уставный капитал концессионера; второе - это 290 млрд руб. облигации пенсионного фонда "Газфонд"; 903,8 млрд руб. - привлекаемые кредитные средства банков Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, которые готовы участвовать в проекте; также потребуется совокупная поддержка государства в объеме 609 млрд руб. на период строительных работ по проекту, в том числе 580,6 млрд руб. за счет средств ФНБ под 3% годовых с полным возвратом к 2050 г.", - рассказал Савельев.
Опытный образец российского поезда будет представлен в 2026 году, а первые 28 составов выпустят на рельсы к 2028 году, как раз к завершению строительства высокоскоростной магистрали. Под новую железную дорогу реконструируют станцию Санкт-Петербург - Главный и построят техническую станцию Обухово-2. В Москве для нее будет организован дополнительный терминал на Рижском вокзале.
Запуск высокоскоростной магистрали позволит нарастить пропускную способность железных дорог, разгрузить аэропорты и поспособствует росту внутреннего туризма, считают в Минтрансе. Строительство отдельной пассажирской линии освободит для грузоперевозок железнодорожный участок между Москвой и Петербургом. Это позволит нарастить их на 30 млн тонн до 74 млн тонн в год. Также ожидается, что с вводом в эксплуатацию магистрали пассажиропоток между Петербургом и Москвой увеличится на 35% - до 43,4 млн пассажиров. Кроме этого, ее запуск обеспечит рост рабочих мест, налоговых поступлений и появление новых индустриальных кластеров в зоне прохождения путей.
Поезда по новой железной дороге будут ходить каждые 10-15 минут со скоростью до 400 км в час. В результате время в пути из одной столицы в другую составит 2 часа 15 минут. Это почти в 2 раза меньше, чем занимает поездка на "Сапсане".
Магистраль пройдет по территории шести регионов, пересечет Московскую, Новгородскую, Тверскую и Ленинградскую области. Маршрут будет включать 12 остановок. Из Москвы в Тверь по нему, например, можно будет добраться за 39 минут, а из Санкт-Петербурга в Великий Новгород - всего за 29 минут.
Пассажиры смогут выбрать уровень комфорта, в котором они хотели бы провести время в пути. Планируется запустить два типа поездов - "Бизнес" и "Стандарт". Первый будет включать повышенные классы обслуживания, в "Стандарт" войдут пять классов обслуживания: бизнес, эконом, семейный, туристический и бистро.
Активно обсуждать строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) между Москвой и Санкт-Петербургом начали еще в начале 2000-х годов. Примером служили действующие магистрали в мире. Еще с 60-80-х гг. прошлого века сетью ВСМ обладали Япония, Италия, Франция, а в 90-е гг. такие магистрали построили Испания, Финляндия, США. В России предпроектные работы по новой магистрали велись с 2006 года. Она должна была стать первой в России высокоскоростной железной дорогой.
В 2021 году вице-премьер Марат Хуснуллин на площадке форума "Транспортная неделя - 2021" пояснял, что строительство ВСМ Москва - Санкт-Петербург не отменено, а разбито на этапы. Как отметил вице-премьер, согласно плану, выход из Москвы будет построен в рамках развития МЦД. Выход из Санкт-Петербурга также строится. Соединять две части планируется в дальнейшем, если будут финансовые возможности. Тогда ресурсы были сконцентрированы на строительстве железной дороги на Восточном полигоне.
В мае 2023 года на совещании о перспективах развития высокоскоростного железнодорожного сообщения в Сочи было объявлено о решении построить первую в России ВСМ между Москвой и Казанью. Казалось, что проект ВСМ Москва - Санкт-Петербург отложили на неопределенный срок. Но летом 2023 года вновь вернулись к активному обсуждению проекта ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом. Стало известно, что проектируемую магистраль могут продлить до Минска. Эту идею обсуждали на очередной сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Глава Минтранса России Виталий Савельев заявил, что в министерстве готовы обдумать предложение.
Строительство ВСМ Москва - Санкт-Петербург предусмотрено проектом Транспортной стратегии РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. По этим планам завершить строительство нужно в 2026 году.
По словам завотделом комплексного развития транспорта НИИ автотранспорта Татьяны Михеевой, на 2022 год стоимость строительства ВСМ Москва- Санкт-Петербург оценивалась в 1,39 трлн рублей. Как отмечал научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин, пилотный проект ВСМ в России нужен. Причем в пределах тысячи километров - это основной путь развития мирового железнодорожного пассажирского транспорта. Но эффективность ВСМ возможна с гарантированным трафиком примерно в 15 млн пассажиров в год.
Соотношение стоимости проезда от Москвы до Санкт-Петербурга на "Сапсане" и ночном поезде составляет примерно 1,6 к 1, указывают эксперты. Стоимость проезда на высокоскоростном поезде будет сопоставима со стоимостью авиабилета. Но и сейчас проезд на "Сапсане" также сопоставим со стоимостью авиабилетов, при этом поезда загружены пассажирами, так как это экономит время. А на ВСМ экономия времени будет еще больше, так что спрос будет.
Сейчас между Москвой и Санкт-Петербургом всеми видами железнодорожного транспорта, от "Сапсанов" до ночных поездов, ездит примерно 18-20 млн пассажиров в год. Так что все условия классических ВСМ выполняются. Но субсидии, вероятно все же потребуются. В России вряд ли пассажиры станут платить в два-три раза больше, чем сейчас стоит обычный поезд, отмечали ранее эксперты.
При этом помимо вопросов экономической окупаемости, важен также макроэкономический эффект. Например, в Китае строили ВСМ даже без экономического обоснования пассажиропотока просто для того, чтобы стимулировать рост экономики. Любое строительство высокоскоростной железной дороги очень сильно сближает города, давая более важный социальный эффект для общества.
Ранее президент Владимир Путин провел совещание по вопросу реализации проекта строительства ВСМ Москва - Санкт-Петербург. По его словам, эта ВСМ должна стать стартовым этапом развития высокоскоростного железнодорожного сообщения в России. В перспективе - организация такого сообщения в направлении Рязани, Казани, Екатеринбурга, Адлера, а также Минска.