"Подчеркнем, что данный инструмент в случае его одобрения будет носить временный краткосрочный характер для конкретного аэропорта и действовать на период наибольшей опасности. При этом вопросы сопровождения лиц, имеющих ограничения по здоровью и другие специальные потребности, будут учтены аэропортами в технологии обслуживания пассажиров", - рассказали "РГ" в Минтрансе России.
При этом определять, какие именно аэропорты подвергнутся запрету на вход провожающих, будут с помощью риск-ориентированного подхода.
"Сегодня в вопросе обеспечения транспортной безопасности делается ставка на риск-ориентированный подход. То есть, чем более масштабные угрозы существуют в данный момент для данного объекта, тем более сложные механизмы защиты применяются, - пояснил "РГ" исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. - Определение уровня угрозы - прерогатива компетентных органов, силовых структур. В свою очередь, аэропорты должны оперативно перестраивать свою работу, исходя из устанавливаемого уровня угрозы".
Ситуация, когда на другие объекты транспорта совершаются террористические атаки, например поджоги и подрывы на железной дороге, явно не может считаться нормальной, поэтому и в аэропортах предпринимаются повышенные меры безопасности, добавил эксперт.
Ранее опрошенные "РГ" представители "Общероссийского объединения пассажиров" рассказывали, что эта инициатива ухудшит права пассажиров как внутри аэровокзального комплекса, так и вне его: ведь некоторым пассажирам просто необходима помощь, чтобы попасть в аэропорт.
Впрочем, примеры подобных ограничений есть за рубежом. "В аэропорту Индии в Дели не пускают в аэропорт, если у пассажира нет билета, и билеты проверяют при отправлении, то есть при входе в аэропорт", - указывают представители общественного объединения.
С этим согласен руководитель портала "Авиация России" Андрей Величко. В аэропорту Ташкента в здание аэровокзала не пускают уже очень давно ни встречающих, ни провожающих. Это произошло после серии громких терактов в 1996 году, приводит он свой пример. Но, по его словам, в Ташкенте другой климат и пассажиропоток меньше, чем в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске или Сочи. Поэтому, надеется эксперт, вводить запрет провожающим или встречающим на доступ в пассажирские терминалы в России все-таки не будут.
Повышенные меры безопасности, безусловно, оказывают дискомфорт на пассажиров, в ряде случаев это приводит к увеличению продолжительности процедур. "Для обеспечения повышенных уровней безопасности нужно привлекать дополнительные ресурсы, - считает Олег Пантелеев. - Поэтому когда компетентные органы понимают, что угроза миновала, повышенные требования к обеспечению безопасности снимаются, устанавливается более мягкий набор требований".
Изменения, направленные на ужесточение требований по обеспечению транспортной безопасности, зафиксированы в разработанном законопроекте Минтранса. Проработка модели ведется во взаимодействии с правоохранительными ведомствами, пояснили "РГ" в ведомстве. Документ сейчас проходит оценку регулирующего воздействия. Предполагается, что поправки вступят в силу с 1 сентября 2024 года.