Российский национальный музей музыки, не ограничиваясь демонстрацией своей уникальной коллекции инструментов всех стран и эпох, продолжает линейку креативных просветительских проектов из числа тех, про которые говорят, что "такого еще не бывало". Предыдущую выставку "Звук и... Вселенная, человек, игра" с 2016 по 2023 год посетили тысячи москвичей и гостей столицы. Только что открывшаяся экспозиция "Музыкальная эволюция: от камней до нейросети" обещает стать еще одним большим блокбастером. Главный вопрос, который задают создатели экспозиции: способен ли искусственный интеллект создавать музыкальные произведения, как это делал, например, Чайковский?
Этот проект о том, как музыка оживала, как двигалась от человека к человеку, от народа к народу, от технологии к технологии, меняя ритмы, тона, способы извлечения. Выставка состоит из четырех интерактивных зон "Зарождение музыки", "Концертный зал", "От граммофона до смартфона", "Музыка будущего". Здесь представлены 33 интерактивных экспоната со встроенными мультимедиасистемами. В начале путешествия - самые первые в музыкальной истории инструменты - камни. Первобытный человек, взяв в руки камень, меньше всего думал о том, как выбивать им ритм. Как и Пифагор, который по легенде протягивал струну вдоль доски от края до края, создавал прежде всего инструмент для измерения длины звуковой волны. Но получился монохорд (в переводе с греческого "однострунник") - праотец современных струнных. Здесь его тоже можно испытать: звук струны по мере движения пальцев вдоль доски становится то глуше, то звонче, то выше, то ниже...
Шумерская клинопись - это, оказывается, не только первые известные нам буквы, но и первые ноты. И перед нами вовсе не истыканный ножом камень, а, как гласит этикетка, "Хурритский гимн N 6", датирующийся 2000 веком до нашей эры...
На стене напротив хурритской партитуры - азы сольфеджио: здесь можно собирать мини-паззлы из нот и интервалов современного нотного стана, заодно запоминая, как эти ноты выглядят.
В постоянной экспозиции Российского национального музея музыки можно разглядывать скрипку Гварнери в витрине и одновременно, нажав на кнопку по соседству, слушать ее "в цифре". Хранить музыку - это в том числе знакомить с ней людей. И музей не был бы музеем, если бы на выставке об эволюции музыкальных инструментов не нашел место экспонатам из своего собрания, и осязаемым, и воспринимаемым только на слух.
Тут умеют соединять электронику с аутентикой. Зона "Концертный зал" начинается с концерта русских народных инструментов. Их тут полный набор: нажимаешь кнопку, украшенную картинкой балалайки, - и слышишь начало "Камаринской" в исполнении солиста народного ансамбля. Жмешь "трещотку" - и сразу представляешь себе пацана, бегающего по полю с этим гаджетом для разгона галок.
Модель уда, восточной лютни, завезенной в Европу арабскими завоевателями, делали для выставки по обмерам оригинального инструмента из постоянной экспозиции музея музыки, но, чтобы избежать амортизации настоящих струн, их сделали лазерными. И проводя рукой по светящимся контурам на деке инструмента, слышишь смоделированные, но не потерявшие красоты и глубины звуки лютни.
Звуки можно тут моделировать и самим. Чем громче прокричишь в микрофон, обращенный в "зал", и чем яростней будет твое "ей-е-е-е" под барабанный ритм, тем активнее откликнется на твой клич и затанцует анимированный зал.
А можно и не кричать, а выбрать себе на дисплее музыку нужного "настроения", "темпа", "жанра" и затем просто нажать: "сгенерировать". И местная нейросеть сочинит то, что предложила ваша фантазия. Нажав "джаз", "средний", "задумчивый", я получил расслабляющую пьесу в духе cool jazz с меланхолической трубой на переднем плане и мягко подыгрывающим фортепиано. Воспользовавшись предоставленной возможностью, отправил мелодию себе на почту и теперь слушаю на досуге свою личную музыку, создавая которую, я и камнем о камень не ударил...
Кстати
Аудиогид к выставке озвучил известный актер и телеведущий Александр Олешко. Также посетители смогут воспользоваться аудиогидом через свой смартфон.