Глава ФоРГО Константин Костин назвал ключевым для устойчивости системы, чтобы совокупный рейтинг парламентских партий был выше 70%, "а лучше выше 80%". "Чтобы они таким образом решали задачи политического представительства", - объяснил эксперт. Сейчас первая из этих планок почти взята - пять парламентских партий набирают 68,9% голосов россиян. Об этом респонденты заявляли социологам в январе при ответе на вопрос о том, за какую партию они бы проголосовали, если бы выборы в Госдуму состоялись в ближайшее время, заявил руководитель департамента политических исследований ВЦИОМ Михаил Мамонов.
При этом за непарламентские партии готовы были проголосовать почти 9,5% опрошенных. Мамонов обратил внимание, что число граждан, которые поддержали бы парламентские партии, за три года возросло (с 60,6 до 68,9%), а тех, кто поддерживает непарламентские партии, сократилось (с 14,6 до 10,5%). По оценке эксперта, в основе этой тенденции - консолидация общества, которая сформировала принципиально новый запрос к партиям. Согласно сайту ВЦИОМ, инициативный всероссийский опрос велся в январе методом телефонного интервью, при этом максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 1%. В течение семи дней опросили 11 200 человек.
Таким образом, сейчас систему можно назвать устойчивой и отвечающей запросам граждан. А что будет в перспективе? Председатель попечительского совета Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков заметил, что его волнует долгосрочность существования двух партий: КПРФ и ЛДПР. Он сослался на данные исследования центра, которые показывают, что внутри КПРФ "нет однозначного представления о лидере". Что касается ЛДПР, то к следующим выборам в парламент (в 2026 году) фигура Владимира Жириновского утратит большую долю влияния в массовой аудитории, считает эксперт.
Константин Костин согласился, что для парламентской оппозиции сложилась довольно сложная ситуация, ведь она "так и не придумала, как создавать свою базу в условиях консолидации общества на фоне СВО". Для КПРФ, подтвердил он, актуальна "проблема лидеров", ведь процесс смены поколений неизбежен. Что касается ЛДПР, то пока что, по оценке главы ФоРГО, у партии еще получается проскочить на образе своего ушедшего из жизни основателя, однако долго "наследники не смогут транслировать риторику главного идеолога". К тому же партийная инфраструктура ЛДПР всегда вызывала вопросы, добавил Костин. "Справедливая Россия - за правду", продолжил он, уже третий избирательный цикл будет стартовать "из условной зоны, когда она может уйти в более низкую лигу", это означает возможный вылет из числа парламентских партий. Что касается "Новых людей", то эффект новизны пропадает, будет накапливаться антирейтинг. "Вопрос - как они поделят электорат с "Яблоком". Для партии вторые выборы будут сложнее первых", - полагает Костин.
В стане же непарламентских партий, по его оценке, состоялось "сокращение балласта", и в целом этот этап завершен.