Как отметил министр транспорта Виталий Савельев по итогам совещания по развитию ВСМ в России, которое провел президент РФ Владимир Путин, проект будет реализован по принципу государственно-частного партнерства на основе концессионного соглашения. Создана компания "ВСМ две столицы", которая станет акционером концессионера. В качестве концедента выступит Федеральное агентство железнодорожного транспорта Минтранса России. Подписание концессионного соглашения запланировано на конец апреля 2024 года.
По словам Савельева, финансовая модель высокоскоростной магистрали (ВСМ) между Москвой и Санкт-Петербургом включает 580 млрд руб. средств из Фонда национального благосостояния (ФНБ), облигации "Газфонда" на 290 млрд руб. Министр транспорта РФ также сообщил, что проект ВСМ предусматривает два участка строительства, а также закупку подвижного состава. Первый участок - от Санкт-Петербурга до Зеленограда - оценивается в 1,755 трлн руб., а будет построен в рамках концессионного соглашения. Второй этап - строительство выходов из Москвы. Это будет сделано в рамках инвестпрограммы ОАО "РЖД", общая стоимость оценивается в 221,5 млрд руб. "Отмечу, что РЖД уже вложено порядка 40 млрд руб. в его развитие. В части закупки подвижного состава требуется 148 млрд руб. на первую партию, состоящую из 28 поездов, планируемых к поставке на линию к 2028 году", - сказал Савельев. Под новую железную дорогу реконструируют станцию Санкт-Петербург - Главный и построят техническую станцию Обухово-2. В Москве для нее будет организован дополнительный терминал на Рижском вокзале.
Запуск высокоскоростной магистрали позволит нарастить пропускную способность железных дорог, разгрузить аэропорты и поспособствует росту внутреннего туризма, считают в минтрансе. Строительство отдельной пассажирской линии освободит для грузоперевозок железнодорожный участок между Москвой и Петербургом. Это позволит нарастить их на 30 млн тонн до 74 млн тонн в год. Также ожидается, что с вводом в эксплуатацию магистрали пассажиропоток между Петербургом и Москвой увеличится на 35% - до 43,4 млн пассажиров. Кроме этого, ее запуск обеспечит рост рабочих мест и появление новых индустриальных кластеров в зоне прохождения путей.
Поезда по новой железной дороге будут ходить каждые 10-15 минут со скоростью до 400 км в час. Время в пути из одной столицы в другую составит 2 часа 15 минут, что почти в 2 раза меньше, чем занимает поездка на "Сапсане". Магистраль пройдет по территории шести регионов, пересечет Московскую, Новгородскую, Тверскую и Ленинградскую области. Маршрут будет включать 12 остановок. Планируется запустить два типа поездов - "Бизнес" и "Стандарт".
"Проект обеспечит высокие социально-экономические эффекты за счет кардинального изменения транспортных возможностей населения", - говорит председатель Общественного совета при Минтрансе России, первый заместитель генерального директора ЦСР Татьяна Горовая. По оценкам ЦСР, при стоимости проекта в 2 трлн руб. суммарный прирост валовой добавленной стоимости (ВДС) составит 6,6 трлн руб. Из них 1,4 трлн - эффекты на этапе инвестиций, а 5,2 трлн руб. - эффекты на этапе эксплуатации (первые 20 лет). На 1 рубль инвестиций экономика получит 1,81 руб. ВДС за счет эксплуатации.
"ВСМ Москва - Санкт-Петербург позволит получить и тиражировать собственный опыт строительства ВСМ и разработки подвижного состава для них. Опыт будет использован как при продлении сети внутри России (на Восток, Юг и Запад), так и при реализации проектов ВСМ в других странах, в том числе Африки и Азии", - заключила Горовая.
- Задачи, которые поставил президент по данному проекту, позволят создать в России самые современные технологии в высокоскоростном транспортном машиностроении, увеличат технологический суверенитет нашей страны, существенным образом повлияют на возможности жителей быстрее передвигаться не только между двумя столицами, а еще между Тверью и Великим Новгородом, Великим Новгородом и Санкт-Петербургом.
Новая высокоскоростная железнодорожная магистраль позволит создать десятки тысяч рабочих мест и привлечь на строительство инфраструктуры и поездов лучшие строительные и инженерные ресурсы страны. Ожидается, что в регионах, в которых пройдет высокоскоростная магистраль, улучшится качество жизни более 30 миллионов жителей.
Власти столицы подготовят необходимую транспортную инфраструктуру для остановок высокоскоростного поезда и интегрируют их с городским общественным транспортом. Их планируется сделать на Ленинградском вокзале, городских вокзалах Рижская, Петровско-Разумовская и Зеленоград - Крюково.
Подготовила Любовь Проценко