Каким выросло первое поколение благополучия

Впервые в России выросло молодое поколение благополучия. Оно не боролось за выживание через недоедание, дефициты, послевоенное сиротство и не толкалось в очередях позднего социализма. Новая молодежь - феномен поколения соцсетей и удаленки, которое вместо двора росло в интернете. Дети благополучия - таков вердикт социологов центра "Платформа", который год исследовал молодежные группы от 12 до 16 лет.
Поколения Z и A - феномен поколений соцсетей, которые вместо двора росли в интернете.
Поколения Z и A - феномен поколений соцсетей, которые вместо двора росли в интернете. / Олеся Курпяева

- Новые тинейджеры договороспособны, но "спрятанные" - "буду говорить то, что хотите услышать, но вы не узнаете то, о чем я думаю", - делится результатами исследования генеральный директор Центра социального проектирования "Платформа" Алексей Фирсов. - Также наметился разрыв внутри поколений. Поколение Z 12-14 лет более склонно к фронде и интернет-продвинутости, особенно привязанности к гаджетам, а поколение Альфа 14-16 лет уже не подростки, еще не взрослые, но с набором установок взрослых на успех. Эти разрывы столь заметны и мобильны, что пока мы делаем замер, через год он утратит актуальность.

Такая парадоксальность выводов исследователей крепится на необычности взглядов на мир тинейджеров поколений Z (родились примерно с 1997 по 2012 год) и А (рождение с начала 2010-х и продолжится до 2028 года). Так, если в мире у молодых тренд на пессимизм и даже элементы алармизма, то 59% их российских ровесников убеждены, что через десять лет мир станет лучше. Правда, 30% все же полагают, что жизнь скоро станет труднее и хуже.

Новые тинейджеры договороспособны, но "спрятанные" - "буду говорить то, что хотите услышать, но вы не узнаете то, о чем я думаю"

Выверенный реализм - еще одна черта новых молодых: рисками будущего они назвали войны между странами, ухудшение экологии, рост числа эпидемий и природных катаклизмов, выход из-под контроля искусственного интеллекта и угрозу виртуализации общественной жизни будущего.

Что же касается образа настоящего, то его определяют признаки раскола между поколениями Z и A. Примерно поровну в обеих группах - по 50% - считают, что мир скорее жесток и несправедлив, но 77% среди всех возрастов уверены, что можно самому добиться успеха за счет трудолюбия и настойчивости. Правда, среди 12-14-летних больше... фаталистов и мистиков (42%), что настораживает социологов, которые видят в этом угрозы сетевого сектантства и склонности к радикализму. А 14-16-летние уже ближе либо к Богу, либо к атеизму (52%).

При этом чем взрослее дети, тем сложнее им общаться со взрослыми, что укладывается в традиционную схему векового конфликта поколений - "отцов и детей". И опять парадокс: образцами и приоритетами для общения тинейджеров всех возрастов идут сначала родители, близкие и лишь потом с большим отрывом - селебрити (блогеры, актеры, музыканты, довольно редко - спортсмены, вообще не образец - политики).

Что показательно, никаких образцов и кумиров нет для 18% участников исследования, тяга к свободе есть лишь у 28%, желание много зарабатывать четко выражено у 62%, позицию "деньги решают все" заняли 36%, а "можно быть счастливым, не имея достаточно денег" считают 43%.

- Выросло поколение комфорта с невысоким стремлением к сверхусилиям, то есть оно готово органично встраиваться в жизнь, а не идти по пути преобразования и перемен, - считает руководитель дирекции стратегии, аналитики и исследований АНО "Национальные приоритеты" Юлия Грязнова. - Его культурные предпочтения стандартны, хотя разница в дискурсах есть. Им легко быть молодыми, у них есть техника понимания между возрастами, включая взрослых. Наша задача - комфортное и неконфликтное поколение учить, как конфликтовать грамотно, чтобы соответствовать духу перемен и меняться вместе с ними.

Как считают Фирсов и Грязнова, пока лицо поколений тинейджеров неполное и исследование "Платформы" - начало будущих дискуссий о молодых. Например об их "экологичности" мышления, которая легко трансформируется в разбрасывание мусора в городах и тяге к фастфуду. В частности, еще надо разобраться, почему такой низкий показатель стремления к лидерству у всех молодых - от 12 до 18%. Также крайне низка относительно мировых трендов тяга к смене места жительства ради учебы - 23%.

В исследовании приняли участие 1600 человек в возрасте от 12 до 16 лет из 57 регионов России.

Справка "РГ"

К поколению Z относятся люди, родившиеся примерно с 1997 по 2012 год, к поколению Альфа - с начала 2010-х и до 2028 года.