19.02.2024 19:20
    Поделиться

    По казенному шаблону

    Почему вдруг в Волгограде банкротят работоспособную логистическую компанию
    Продовольственной безопасности в России всегда уделялось пристальное внимание. А в текущих экономических и политических условиях вопрос обеспечения населения продуктами питания собственного производства стал еще более актуальным. И если по таким позициям, как зерно, мясо, растительное масло и сахар, страна выполняет план, то рынок плодоовощной продукции считается одним из самых волатильных, - говорит управляющий партнер агентства Agro and Food communications Илья Березнюк.

    "Например, по итогам прошлого года данный сегмент был среди лидеров роста потребительской стоимости", - отмечает эксперт. Ситуация меняется разнонаправленно, и в 2023 году среднегодовая цена плодов и овощей достигала +7% по сравнению со средним показателем 2022-го. Аналитики Росстата наблюдали периодическое, включая сезонное, изменение стоимости огурцов, чеснока, помидоров, белокочанной капусты, столовой свеклы, лука и моркови (от +2,8% до +40,4%). Понятно, что снижению цен может способствовать рост производства плодов и овощей.

    Основное место в агропродовольственной политике государства занимают агрохолдинги. Между тем большую часть промышленного урожая тех же овощных культур и картофеля в России по-прежнему производят средние предприятия. Они продолжают вносить свой вклад в снабжение россиян вкусной и полезной продукцией, несмотря на то, что им сложнее переживать различные потрясения, с которыми сталкивается отечественная экономика в последнее время.

    Тем не менее в Волгоградской области разворачивается история, которая может иметь последствия для экономики региона. Арбитражный суд ввел конкурсное производство в отношении ООО "Вектор", входящего в российскую продовольственную группу компаний (бренд "V8"), на протяжении 12 лет успешно ведущую деятельность по производству и переработке в аграрном сегменте в регионе и за его пределами.

    Предприятие активно ведет деятельность в сельскохозяйственном секторе и сфере развития торгово-экономических связей с другими регионами. Одно из направлений - выращивание и переработка свежих овощей, жизненно важная в нынешних условиях работа. Логистическая компания "Вектор" - "сердце" группы, т.к. оперативно доставляет продукцию в регионы, помогая обеспечивать продовольственную безопасность страны. Еще один участник группы - СПССК "Победа", объединяющий 46 хозяйств, развивает новые направления переработки и реализации молочных продуктов и выступает агрегатором для развития малого и среднего предпринимательства (МСП).

    В 2022 году после проверки ИФНС по Дзержинскому району Волгограда доначислила "Вектору" 87,45 млн рублей налогов, пени и штрафа. В декабре 2022 года со счета компании принудительно взыскали более 12 млн рублей. Она пожаловалась в ФНС. В центральном аппарате многие выводы проверки сочли необоснованными, включая доначисление по взаимоотношениям с контрагентами. Жалобу частично удовлетворили, размер недоимки снизился до 51,41 млн, а контроль за перерасчетом был возложен на областное УФНС.

    Теперь компания судится с дзержинской инспекцией (к участию в деле привлечено Управление ФНС по Волгоградской области), оспаривая законность привлечения ее к ответственности за якобы допущенное правонарушение. Суд еще не завершен, а "Вектор" уже потребовали признать банкротом, причем сумма "долга" вновь снизилась - до 22,36 млн. Странная такая получается "игра с цифрами". "Не берут во внимание первичную документацию организации, - читаем обращение "Вектора". - Не принимаются документы, подтверждающие расходную часть по топливу в виде заправок грузовых фур на заправках "Роснефти" на территории региона и в девяти других регионах по маршрутам следования ТС". Договор на заправку, накладные имеются. И почему эти расходы, без которых грузовик не поедет, не вычли из суммы претензий?

    Закончится ли процедура банкротства финансовым оздоровлением или гибелью предприятия?

    Поражает и скорость: решение ФНС вынесла 10 апреля 2023 года, а 15 мая налоговики инициировали банкротство. И на смену процедуры наблюдения конкурсным производством ушло всего два месяца. Разве банкротство не должно быть крайней мерой, когда другого выхода уже нет? Итог: социально важное предприятие с годовой выручкой в 246 млн рублей и балансовой стоимостью в 610 млн банкротят из-за "долга" в 22 млн, который оно могло бы оспорить или погасить. Кто ответит, почему "Вектору" не дали на это шанса и времени? Закончится ли процедура финансовым оздоровлением или гибелью предприятия? Впрочем, предпринимателям не привыкать к всевозможным проверкам и всякого рода "наездам по коммерческим наводкам", со всеми вытекающими из этого последствиями. Кстати, о том, как важно и нужно поддерживать малый и средний бизнес, на высоком уровне говорилось на Петербургском международном экономическом форуме. Задача в том, чтобы поддержать развитие, убрать преграды, которые мешают бизнесу набирать силу, расширяться, создавать новые рабочие места. Лучший путь здесь - помогать создавать условия для плавного и необременительного перехода в другую категорию бизнеса. На полях ПМЭФ было предложено пойти на кардинальный шаг и полностью отменить большинство плановых проверок компаний, работа которых не связана с высоким риском причинения вреда. Ведь после введения моратория на проверки средних предприятий (был введен 10 марта 2022 года как часть комплекса мер, предложенных правительством для обеспечения устойчивости развития экономики и снижения нагрузки на бизнес в условиях санкций) количество нарушений снизилось, что говорит о зрелости бизнеса.

    Руководство государства также призывало изменить уголовное законодательство по экономическим преступлениям, в частности пересмотреть составы крупного и особо крупного размеров ущерба. А предпринимательская свобода была названа одним из главных принципов развития страны в будущем: каждая частная инициатива, направленная на пользу России, должна получить максимальную поддержку и пространство для реализации.

    Поделиться