19.02.2024 20:43
    Поделиться

    Краснодарский музыкальный театр представил "Бориса Годунова" в Большом театре

    Театр, отметивший в прошлом году 90-летие, получил к юбилею царский подарок - возможность впервые выступить на Исторической сцене Большого театра. Для показа выбрали самую серьезную постановку из своего репертуара - "Бориса Годунова" Мусоргского. Над спектаклем, оказавшимся интересным научно-художественным экспериментом, работала "расширенная" команда - дирижер Дмитрий Крюков и режиссер Ольга Иванова в тандеме с художником Виктором Герасименко, а также консультанты Евгений Левашёв и Надежда Тетерина.
    На фоне монструозных декораций человек со своими переживаниями кажется мелким и незначительным.
    На фоне монструозных декораций человек со своими переживаниями кажется мелким и незначительным. / Дамир Юсупов / Большой театр

    Дело в том, что из существующих восьми авторских и четырех чужих вариантов (трех от Римского-Корсакова и одного - от Шостаковича) оперы в Краснодаре появилась на свет эксклюзивная версия, в восьми картинах. Вообще уже давно стало традицией, что постановщики тасуют их, как колоду карт. Посему среди дирижеров у Мусоргского репутация композитора бесконечных вариантов. При этом в целом концепция краснодарского спектакля следует по привычной канве повествования. Но есть и значимые смещения акцентов в сюжете: сцена в литовской корчме изъята; серьезно сокращен польский акт, а новым привнесением стала сцена "Лесная прогалина под Сокольниками на Днепре" с величанием Самозванца.

    Спектакль получился, как чаще всего и бывает, масштабным: задействовано более 200 артистов и не только Музыкального театра, но и юные воспитанники детской студии, и Кубанский казачий ансамбль "Криница", которые так же, как и театр, входят в творческое объединение "Премьера" имени Л.Г. Гатова. Основной цвет постановки - графитово-серый, главные элементы декорации - каменные глыбы, как аллегория самой России.

    Драматургически авторы спектакля, где нарочито нет сквозного повествования, подчеркивают, прежде всего, две мысли. Первая, царь не был детоубийцей. Любопытно, что в своем знаменитом спектакле 1989 года Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко вместе с дирижером Евгением Колобовым режиссер Ольга Иванова доказывала обратное и обличала государя... Вторая идея, которую проводит новый спектакль: о бессмысленности и беспощадности русского бунта вслед за Мусоргским, Пушкиным и Карамзиным. На фоне монструозных в размерах элементов декораций человек со всей палитрой своих переживаний кажется мелким и незначительным. Поэтому внешняя эффектность постановки не переплавляется в смысловую убедительность.

    В музыкальном плане эта версия, быть может, даже того и не желая, только подчеркивала "обрывочность музыкальных фраз", о которой, работая над оперой Мусоргского, в свое время размышлял Римский-Корсаков. И это правда: в "Борисе Годунове" нет привычной "оперности", кантиленности звучания. Он весь харизматичный, нервный и упрямый, как его автор. Для музыкантов оркестра и певцов, несмотря на "усиление" состава столичными солистами - Владимир Кудашев из "Новой Оперы" был царем Борисом, а Игорь Янулайтис из Большого театра - Шуйским, Артем Борисенко (Пимен), опера Мусоргского - вызов и испытание. Но, как говорится в подобных случаях, за попытку спасибо!

    Поделиться