Зал находится в Доме звукозаписи - это и историческое здание, и одновременно сакральное место в центре Москвы. Поскольку построено на месте храма в честь Георгия Победоносна, в котором в 1877 году венчался с девицей Антониной Милюковой 37-летний Петр Чайковский. Храм простоял с 1777 по 1933 год. При советской власти разрушен. Но в 1938 году на его месте построили Дом Звукозаписи Гостелерадио СССР. Среди возлагаемых задач на этот дом - фабрика по выпуску грампластинок, а также три основных студии звукозаписи. "Причем все три студии были построены как отдельные мини-здания внутри общего здания, - говорит заместитель управляющего делами Президента РФ Ольга Лякина. - Это уникальные конструктивные особенности, их мы сумели в ходе реставрации сохранить".
Легендарные фронтовые сводки (а для москвичей - еще и сигналы воздушной тревоги) читались и объявлялись именно отсюда. А в ночь на 9 мая 1945 года в его стенах Юрий Левитан произнес эпохальные слова о Победе. О нашей Победе.
"Открытие зала - важное событие не только для Кремлевского оркестра, но и для музыкальной общественности, - продолжает зам управделами Президента Ольга Лякина. - Мы надеемся, что этот шаг станет основой для того, чтобы возродить звукозаписывающий комплекс, которым всегда славился Дом звукозаписи. Это была одна из самых больших в мире студий. И на сегодняшний день у нас есть все перспективы возрождать замечательную традицию, которая была заложена еще в советские годы".
А еще, по мнению Ольги Юрьевны, зал тем хорош, что он универсальный: "Здесь могут репетировать и малые составы, и большой симфонический оркестр, и камерный, и духовой. Акустика позволяет услышать и оценить объем всего оркестра, и отдельного солиста. Можно провести и репетицию, и сделать запись. Это помещение позволяет делать музыкальные шедевры".
И это при том, что, по свидетельству главного архитектора мастерской "БГ Студио" Павла Глушенкова, когда реставраторы принимались за работу, легендарный зал представлял из себя "печальное зрелище": "Голые кирпичные стены, - вспоминает архитектор. - А ведь в лучшие годы из этих стен выходило до 200 тыс. пластинок в год".
Не стал подавлять эмоции и худрук и главный дирижер Государственного Кремлевского оркестра Константин Чудовский. "Правда, эмоции просто переполняют, - говорит маэстро. - Мне все очень нравится: объемный, глубокий и чистый звук. Можно играть очень-очень тихо, когда слышен каждый инструмент и каждая нота, а можно доходить до пределов громкости. Специально на презентацию подобрали произведения, где "большое форте", т.е. когда очень громко. Результат: превосходно слышна детализация, слышен каждый инструмент, слышен тембр. Я испытываю огромное удовольствие, надеюсь, очень скоро мы эту студию обживем. И звук будет все глубже чище и интереснее".
Музыканты исполнили произведения Петра Чайковского и Макса Бруха. Также состоялось выступление скрипача Вадима Репина - первое совместное с Кремлевским оркестром. Зрителей на презентации формально не было: только журналисты. Но мы не пожалели ладош для полноценной овации.