Под законопроектом стоят подписи 395 депутатов Госдумы. Как пояснил один из авторов, председатель Госдумы Вячеслав Володин, запрет на распространение рекламы касается любых платформ - сайтов, блогов, социальных сетей. Законопроектом также запрещается рекламировать в СМИ и интернете ресурсы самих иноагентов, добавил председатель ГД. За нарушение запрета будет грозить наказание до двух лет лишения свободы, подчеркнул спикер.
Он cообщил, что только в минувшем году более 200 российских физлиц и юрлиц разместили рекламу своих товаров и услуг на информационных ресурсах иноагентов. "Это сотни миллионов рублей. Многие из получивших их негодяев не скрывают, что жертвуют средства ВСУ, которые убивают наших солдат, офицеров, мирных граждан. Это необходимо пресечь", - уверен Володин.
Глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев уточнил, что запрет затрагивает всех российских физических и юридических лиц - вне зависимости от форм собственности. По его словам, инициатива направлена на защиту безопасности и суверенитета России. "Ведь фактически деньги наших граждан и бизнеса шли на подпитку тех, кто не скрывает своей открыто враждебной по отношению к стране позиции", - добавил политик.
Он привел данные о том, что общий объем такой рекламы за минувший год превысил 130 млн рублей. Но на самом деле эту официальную сумму можно умножить в несколько раз, не исключил глава комитета.
Согласно пояснению Пискарева, иноагент должен будет удалить рекламу после замечания. "Есть такой механизм: сначала предупреждение, если не устранили нарушение, там будет уже наступать административная ответственность", - сказал он. А для злостных нарушителей возможна и уголовная.
Пискарев обратил внимание на то, что власти РФ не выступают против того, чтобы существовали "агентские" сайты. Иноагенты смогут продолжить работать и дальше, однако недопустимо дать им "делать миллионы из воздуха" - тем более что они работают не в интересах России, отметил депутат. "Мы против того, чтобы ресурсы были предметом рекламы, а реклама - это побуждение как можно большего количества людей обращаться на такие ресурсы", - пояснил он.
Если СМИ опубликует материал иноагента или процитирует его, то нарушением это не будет, уточнил также парламентарий. Однако закон будет нарушен, если такая публикация будет сделана "в рекламных целях - с целью привлечения аудитории, чтобы как можно больше людей могли иметь доступ к ресурсам иностранных агентов". В частности, недопустимо в целях рекламирования размещать прямые гиперссылки на такие ресурсы, добавил Пискарев. По его словам, если речь идет об информационном сообщении, в котором идет речь об иностранном агенте, то никаких ограничений нет. Но маркировка обязательна: СМИ должно указать "агентский" статус.
Зампред комитета по информполитике Антон Горелкин для разъяснения привел аналогию с нацистской символикой: ее упоминание возможно, однако пропаганда запрещена. Тот же принцип будет действовать и здесь.
На пленарном заседании также обсудили следующую ситуацию: не исключено, что иноагенты могут в целях провокации размещать рекламу (в том числе политическую), чтобы кого-то "подставить" - политика или компанию. Как пояснила вице-спикер Госдумы Ирина Яровая, в случае таких попыток провокации будет дополнительно решаться вопрос о привлечении к ответственности иноагента за мошенничество и подлог.
Второе и третье чтение инициативы депутаты хотят провести на следующей неделе.
Алексей Говырин, член Комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству:
"Это верная мера, поскольку сами иноагенты не должны обогащаться за счет наших граждан и организаций, и россияне не должны сотрудничать с ними, перечисляя им средства за настоящую или ненастоящую рекламу по баснословным расценкам вражеским выгодоприобретателям. Фигуранты списка Forbes среди них имеются и другие далеко не бедные личности, которые делают не только высказывания, но и совершают различные противоправные деяния, за которые уже предусмотрена соответствующая ответственность. Многие из них создавали и распространяли материалы, а также выступали против спецоперации на Украине и распространяли фейки о решениях российской власти и проводимой ею политике.
Законопроект позволит людям, по сути, всех этих персонажей забыть. Ведь их популярность и спрос на рекламу во многом продолжал поддерживаться посредством СМИ и соцсетей. Если эту возможность убрать, то их популярность быстро сойдет на нет".
Антон Немкин, член Комитета ГД по информационной политике:
"Предварительно общий объем такой рекламы за минувший год достиг 133 млн рублей. Сумма внушительная, особенно, если учитывать, что она пошла на финансирование тех, кто активно поливает Россию грязью и распространяет на своих ресурсах фейки и деструктив.
Люди, которые уже предали Россию, выступают против нее и стремятся распространить свои антироссийские взгляды среди большого количества пользователей, не должны иметь возможность зарабатывать в нашей стране, чтобы потом использовать эти средства против нас же.
Кроме того, сегодня ресурсы иноагентов активно используются зарубежными странами для вмешательства в проведение выборов президента в России. Анализ публикаций в СМИ, интернете, соцсетях и блогосфере показывает, что более 100 лиц из числа включенных в реестр иноагентов находятся сегодня за границей и активно высказываются оттуда относительно проводимой в нашем государстве политики, в том числе как раз по вопросам проведения выборов президента. На страницах этих людей в соцсетях можно найти попытки организации протестных акций, направленных на срыв выборов в России, массовые фейковые вбросы о проведении терактов, координацию протестных акций и беспорядков. И вместе со всем этим деструктивом на их ресурсах сейчас также присутствует реклама отечественных компаний, продуктов, которая привлекает внимание граждан, делает такие каналы более популярными".
В Ассоциации блогеров и агентств (АБА) полагают, что введение запрета на размещение рекламы у иноагентов не отразится на рекламном рынке.
"Мы уверены, что законопроект практически не затронет рынок инфлюенс-маркетинга. Важно понимать, что блогеры со статусом "иноагент" - это не более 1% от всего рынка. Суммарно доходы 10 крупнейших блогеров-иноагентов держатся на уровне 500 млн рублей в год (по данным АБА), а весь рынок - это порядка 50 млрд рублей в год. К тому же иноагенты давно сотрудничают с иностранными компаниями, из российских у них размещают рекламу разве что онлайн-школы (но они массово закупают интеграции у большого числа блогеров)", - сообщила "РГ" президент Ассоциации блогеров и агентств, глава агентства Hello blogger Таня Иванова.
Подготовил Олег Капранов