Потому многие страны наращивают площади, занятые под бобовыми. В частности, Австралия увеличивает производство рекордными темпами, прибавляя по 18,5 процента в год (по нуту, люпину и чечевице). Такой же прирост наблюдается в Канаде по гороху и чечевице, сопоставимый - на 17,6 процента в год - в Нигере по бобам. Особое внимание производители по всему миру обращают на горох, фасоль, чечевицу и нут.
По данным ФАО ООН (Продовольственная и сельскохозяйственная организация), мировое производство бобовых составляет около 80 миллионов тонн и продолжает увеличиваться по 1,7 процента ежегодно. Лидером на данный момент является Индия. Она ежегодно производит более 18 миллионов тонн - в основном нут, фасоль и каян, на ее долю приходится до четверти мирового урожая бобовых. Другими крупными производителями являются Канада (более семи процентов), Мьянма (столько же) и Китай (шесть процентов).
Производство бобовых в России также имеет положительную динамику. Начиная с 2010-го среднегодовые темпы роста по этой группе культур превышают 10 процентов. Пока мы не достигли уровня 1990 года, когда в стране собрали около пяти миллионов тонн. Но к 2025-му Россия может превысить его и войти в первую тройку производителей бобовых в мире.
Увеличение мирового урожая этих культур в начале XXI века в основном происходило за счет расширения посевных площадей. Однако возможности такого экстенсивного роста ограничены. К концу 2010-х прирост производства бобовых за счет вовлечения в оборот новых площадей упал до минимума. Учитывая маржинальную привлекательность этих культур, фермеры из стран - производителей и экспортеров прибегают к расширению посевных площадей под бобовыми за счет их сокращения под другими растениями. В частности, по данным журнала The Western Producer, в 2024 году канадские фермеры будут увеличивать посевы бобовых, сокращая клин масличных, пшеницы и прочих зерновых.
Более перспективным путем является повышение урожайности бобовых за счет внедрения новых сортов.
Россия имеет определенные преимущества перед множеством других стран в данной нише, в том числе перед Канадой, которая имеет схожие природно-климатические условия и является главным конкурентом наших производителей и экспортеров гороха, чечевицы и нута. Главным выигрышным фактором является наличие пригодных для выращивания этих культур свободных территорий. В частности, к 2023 году бобовыми было охвачено лишь 56 процентов посевных площадей, которых они занимали до 1990 года. При их полном вовлечении в оборот можно обеспечить сбор более семи миллионов тонн ежегодно при достигнутой на данный момент урожайности. Это значительно больше, чем требуется для внутреннего потребления. Следовательно, у России откроются перспективы расширения своей доли на внешних рынках, где спрос постоянно увеличивается не только по причине роста численности населения, но и по причине формирования нового потребительского поведения и новых рыночных сегментов.
В структуре стран - импортеров и потребителей бобовых тоже происходят изменения, обусловленные экономической целесообразностью, а также изменениями в структуре потребления на фоне глобализации. В частности, культура потребления продуктов питания из бобовых в результате высокой мобильности населения становится нормой для стран, где такая еда прежде не пользовалась спросом.
Важно, что на Ближнем Востоке, в Китае и некоторых других государствах Восточной Азии отмечают более привлекательные вкусовые, потребительские и технологические свойства гороха, чечевицы и нута из России. По этой причине в последние годы увеличился спрос данных стран на наши бобовые культуры, что может обеспечить отечественным экспортерам более устойчивые конкурентные преимущества. Кроме того, отказ от применения в продовольственном секторе РФ генно-модифицированных семян создает дополнительную привлекательность российской продукции для потребителей.
Так или иначе, увеличение производства бобовых с прицелом на экспорт не приведет к заметному изменению цен на продукцию из них на внутреннем рынке. Не стоит ожидать и быстрого удовлетворения мирового спроса, а как следствие - ухудшения экономической целесообразности производства и экспорта данных культур.