Северные территории РФ будут использовать для испытаний беспилотной техники

В Ненецком автономном округе начал действовать экспериментальный правовой режим по эксплуатации беспилотных авиационных систем - решение было принято правительством России в рамках нацпроекта "Беспилотные авиационные системы". А в Поморье тем временем появился проект первого беспилотного авиатакси.

Использование беспилотников в Заполярье диктуют особенности жизни арктических регионов - слабо развитая транспортная инфраструктура, а также малонаселенность территорий. Как пример - Ненецкий автономный округ. Сейчас доставка всего самого необходимого в отдаленные деревни и села НАО - продуктов, лекарств, топлива - проводится во время Северного завоза, если же отправить грузы обеспечения во время навигации не успели (например, как в прошлом году), они "забрасываются" зимой и весной малой авиацией. В результате стоимость любых товаров возрастает в разы. Вместе с тем беспилотники призваны не только снизить стоимость доставки малых и срочных грузов, но и сделать снабжение северных территорий более регулярным, а жизнь в Арктике более комфортной.

Напомним: первую доставку партии груза с помощью БПЛА в НАО протестировали полгода назад. Со специальной площадки в поселке Искателей дрон отправился в деревню Андег, расположенную на левом берегу реки Печора - на борту машины были медикаменты для местного ФАПа. Беспилотник преодолел расстояние в 30 километров и вернулся обратно, причем, несмотря на сильный ветер, он набрал скорость 110 километров в час. В итоге на весь полет (с учетом посадки в деревне и обратной дороги) ушло сорок минут. Кстати, обратно дрон тоже летел с грузом - жители Андеги передали в Нарьян-Мар конфеты для своих детей.

Пока грузоподъемность летательных аппаратов, работающих в НАО, небольшая - всего пять килограммов, поэтому возить они могут в основном почту и лекарства. Но важен сам факт - северные территории России идеально вписываются в проекты по испытанию беспилотной техники, а сейчас, когда такие полеты над Арктикой начались, остается только постепенно наращивать грузоподъемность.

- Мы рады оказывать всестороннее содействие компаниям - инициаторам эксперимента по эксплуатации беспилотных летательных аппаратов в Ненецком автономном округе, - отметил глава департамента развития цифровой экономики Минэкономразвития РФ Владимир Волошин. - Вопросы развития транспортной доступности в регионах Крайнего Севера особенно актуальны, поскольку, например, в период половодья перевозка грузов людям, проживающим на отдаленных территориях, становится затруднительной. В случае удачной реализации эксперимента станет возможным формирование необходимой инфраструктуры, чтобы наладить не зависящее от погодных и сезонных условий бесперебойное снабжение грузами.

Новый проект по использованию беспилотников в НАО предусматривает авиационные работы и воздушную перевозку грузов массой от ста граммов до полутора тонн, а заниматься испытанием новых видов авиационной техники в округе будут частные компании. Новые технологии планируется протестировать, а затем, при условии успешных испытаний, масштабировать на всю страну.

Отметим также, что для полетов над Арктикой беспилотникам недостаточно открыть воздушное пространство: летательным аппаратам необходимо и особые условия обеспечить. В частности, в НАО придется создавать систему управления районом испытаний с обработкой данных всех, кто использует экспериментальный правовой режим. Участникам проекта предстоит также протестировать и наладить взаимодействие с контролирующими органами.

Тем временем в Архангельске шагнули еще дальше - изобретатель-пенсионер из столицы Поморья Александр Осинин не так давно заявил о создании беспилотного летательного такси. По словам архангелогородца, сложнее всего было добиться, чтобы полет на нем стал безопасным и проходил в горизонтальной плоскости. С задачей экспериментатор справился, а свое изобретение он не так давно запатентовал. Такси имеет два связанных между собой двигателя, причем в случае отказа одного из них второй продолжает функционировать, обеспечивая продолжение полета и посадку.

Изобретатель - не одиночка, воплотить идею в практическое исполнение ему помогли в Агентстве регионального развития Архангельской области, а на международном форуме инноваторов проект Осинина даже серебряную медаль завоевал.

Дроны снизят стоимость доставки грузов и сделают жизнь в Арктике комфортнее

Отметим, что сегодня над воплощением в реальность проектов летающего каршеринга работают сотни мировых компаний, при этом "покататься" на таком такси можно пока только в Китае. Но архангельский изобретатель считает, что его беспилотное аэротакси значительно дешевле, чем аналогичные образцы в других городах мира. Подниматься поморский "конек-горбунок" может на высоту до двух тысяч метров, а скорость, которую он способен развить, достигает двухсот километров в час. Пока в мастерской пенсионера есть только модель нового вида транспорта, а вот практическое воплощение идеи еще впереди: сейчас архангельский кулибин ищет инвесторов, которые помогут ему создать серийный образец.

В нижней палате Федерального собрания считают, что при обсуждении законопроекта об авиатакси важно взвесить все "за" и "против", а в качестве приоритета вынести безопасность перевозок. Тем не менее авиатакси планируется сделать самостоятельным видом транспорта гражданской авиации.