2 марта будет пять лет со дня трагедии на улице Балаклавской в Симферополе. Тогда в неисправном лифте погибли женщина с ребенком. А четырьмя годами ранее, в августе 2014 года, похожая трагедия произошла в Севастополе. Там также погибла женщина. В обоих случаях лифтам было более 30 лет.
Вертикальный транспорт в Крыму планово заменяют с 2016 года, но после этих трагедий стало понятно, что менять по два - три десятка механизмов в год явно недостаточно. Тем более что в 2020 году истекал нормативный срок эксплуатации 65 процентов всех лифтов Крыма. Тогда в правительстве решили принять региональную программу замены лифтового хозяйства и перепрыгнуть эту пропасть одним махом - поменять все изношенные подъемники за один год. На эти цели в федеральном бюджете запросили три миллиарда рублей. Однако выяснилось, что изготовить такое количество лифтов только для одного Крыма не готов ни один завод в стране, и даже все вместе. Задачу разбили на два года, но и в такой перспективе она оказалась невыполнима.
- На сегодняшний день у нас заменено 1410 лифтов, а всего в Крыму их 3452, - рассказал начальник управления Фонда капитального ремонта многоквартирных домов РК Арсений Леонов. - Это не значит, что нам нужно заменить еще больше 2000 лифтов. Нет, большинство из них моложе критического возраста или совсем новые. Но более 700 машин в их числе отслужили более четверти века. Вот их мы заменяем в первую очередь.
В 2023 - 2024-м заменят сразу 500 подъемников. Двухлетнее бюджетное финансирование на эти расходы разбито неравномерно. В прошлом году обновили 51 подъемник, а в нынешнем - 449.
- В этом году на замену лифтов из бюджета выделено 1,4 миллиарда рублей, все контракты заключены, и они должны быть исполнены не позднее 20 декабря, - говорит Арсений Леонов.
Кстати, меняют лифты исключительно на отечественные, что и правильно в сегодняшней ситуации. Да и подъемники, конечно, совсем уже не те, что были в советское время. Все управление на электронике, каждая кабинка и основные узлы механизмов подключены к интернету. Специалистам обслуживающей организации на смартфон приходят пуш-уведомления о необходимости и сроках регламентных работ. В кабинках энергосберегающее освещение, антивандальная панель, а два года назад в обязательную комплектацию вошли зеркала и камеры видеонаблюдения. Плановая замена лифта занимает около месяца и включает смену направляющих кабины и противовеса, самой кабины, лебедки, ограничителя скорости, станции управления, частотного преобразователя для плавности хода, освещения в шахте и в машинном помещении. Словом, останутся только стены дома, но обещают сделать их косметический ремонт, во всяком случае, на первом и последнем этажах. Для стандартной девятиэтажки один лифт с гарантией на пять лет стоит 3,154 миллиона рублей.
- Замене подлежат лифты возрастом больше 35 лет. Но по регламенту Таможенного союза срок их службы теперь ограничен уже 25 годами, - говорит Арсений Леонов. - В этом году мы заменим последние 102 лифта, выпущенных с 1982 по 1993 год. Это самые старые на сегодняшний день подъемники в Крыму, им больше 30 лет. Остальные лифты, которые мы меняли в прошлом и будем менять в этом году, не такие древние, но также прослужили четверть века. После этого у нас останется чуть более 300 лифтов возрастом старше 25 лет. Эта задача на 2025 год.
Таким образом, за два ближайших года Крым завершит эпопею замены изношенных механизмов, и хочется верить, трагедия больше никогда не повторится.