20.02.2024 12:36
    Поделиться

    В Сочи проходит XVII Зимний международный фестиваль искусств

    Концерты камерной и симфонической музыки, театральные спектакли, мастер-классы ведущих педагогов, турнир поэтов и фотовыставка - так выглядит традиционно насыщенная программа Зимнего фестиваля искусств под руководством Юрия Башмета.

    Каждый год Сочи становится местом притяжения любителей классической музыки со всех регионов страны, а сочинцам эти две недели дарят уникальную возможность услышать вживую артистов мирового уровня. Фестивальная жизнь на Черноморском побережье кипит с утра до ночи: утром в Органном зале выступают молодые пианисты, днем на Морском вокзале поют хоровые коллективы, а в Зимнем театре, главной площадке фестиваля, вечером звучат российские и мировые премьеры. В этом году программа в прямом смысле возвысилась до небес - органистка Евгения Кривицкая играла на высоте почти 550 метров над уровнем моря в новеньком зале на Красной поляне.

    Зимний фестиваль славится своей всеохватностью жанров и стилей, здесь будут довольны и меломаны, и музыкальные критики. Юрию Башмету всегда удается сочетать массовое и элитарное, удовлетворить потребности самой разной аудитории, привлечь как молодых и только начинающих артистов, так и звезд исполнительского искусства. Так, уже на открытии в Зимнем театре всенародного любимца Дениса Мацуева, исполнившего внезапно не концерт Рахманинова, а Шнитке, сменила молодая виолончелистка Мария Зайцева, которая совсем недавно завоевала серебро на конкурсе Чайковского (где Мацуев, как известно, возглавляет фортепианное жюри). А после победительницы конкурса Viola Masters и ученицы Башмета Любови Лазаревой на сцену вышла "королева барокко", немецкая оперная певица Симона Кермес, которая устроила зажигательное шоу из арий Порпоры, Броски и Генделя. Не обошлось и без традиционной премьеры современного композитора (маэстро Башмет каждый год дает заказ авторам). Пьеса "Луна в зените" Валерия Воронова стала неким приношением китайскому Новому году, широко отмечающемуся и в России. Сочинская публика услышала, как звучит струнный китайский инструмент гучжэн, за которым восседала хрупкая солистка Ду Ксюянь.

    За два дня до этого в Сочи выступил выдающийся оперный певец и дважды лауреат премии "Грэмми" Ильдар Абдразаков, частый гость сочинского марафона. В сопровождении симфонического оркестра "Новая Россия" и хоровой капеллы имени А.А. Юрлова "новый Шаляпин", как его называет пресса, исполнил романсы и русские народные песни. Не менее радостно публика встретила другого фестивального "постояльца" - художественного руководителя МХТ Константина Хабенского. Вот уже восьмой год подряд он перевоплощается то в Маленького принца, то в Летчика, то в Лиса в спектакле Виктора Крамера "Не покидай свою планету", ставшего визитной карточкой Зимнего фестиваля. Музыкальную партитуру спектакля-философской притчи создал композитор Кузьма Бодров, но помимо его авторской музыки, ансамбль "Солисты Москвы" играет фрагменты из Брамса и Малера.

    Еще один спектакль объединил вокруг себя также звезд МХТ и российского кинематографа: Михаила Пореченкова, Игоря Золотовицкого, Николая Чиндяйкина, Ирину Пегову, Авангарда Леонтьева, Кристину Бабушкину, Наталью Швец. Актеры зачитывали отрывки из рассказов Чехова, Горького, Бунина, которые вступали в диалог с тонкой и стилизованной под романтизм музыкой Кузьмы Бодрова - так рождались "Истории любви". А в другой день в Зимнем театре случилось, ни много ни мало, "Рождение человека". Так назывался спектакль-концерт, созданный режиссером Мариной Брусникиной специально для фестиваля. Евгений Миронов и Александра Урсуляк погружали в мир Максима Горького - зачитывали фрагменты из рассказов "Страсти-мордасти" и "Рождение человека", которые сменялись фрагментами избранных сочинений Эдварда Грига, одного из любимых композиторов отечественного классика. Холодный и суровый колорит музыки разбавляли причудливые видеопроекции на заднике сцены - словно сгенерированные нейросетью, они транслировали изображения картин норвежских художников. И, наконец, на фестивале показали "Соборян" Полины Агуреевой - спектакль по Лескову о русской душе, который уже прошел на московском фестивале Башмета.

    За первую половину Зимнего фестиваля слушатели также совершили путешествие по эпохе барокко четырех континентов и познакомились с солистами Юношеского оркестра Башмета. Впереди ожидается ажиотаж на концерте Теодора Курентзиса и musicAeterna, встреча классики и джаза от Игоря Бутмана и финал конкурса молодых композиторов: фестиваль в Сочи набирает свои обороты.

    Поделиться