По словам президента, ситуация на Авдеевском направлении развивалась стремительно. "Как мне докладывали позавчера, часов в 6-7 утра противник начал хаотичный отход от этого населенного пункта. И уже часов в 11 вы были здесь вместе с начальником Генштаба и доложили о том, что в Авдеевке происходит это хаотичное бегство", - сказал Путин в начале встречи с министром.
Президент подчеркнул, что это было именно "бегство в прямом смысле слова", а приказ об отводе войск был издан руководством ВСУ, когда украинские военные уже были в движении и покидали этот населенный пункт. "Так понимаю, что сделано это было по политическим соображениям, чтобы прикрыть этот ход и придать ему видимость организованного вывода. Мы видим и знаем, что это не так", - сказал Путин и попросил министра дать свои оценки.
Сергей Шойгу показал карту освобождения Авдеевки, а также доложил о ситуации на текущий момент.
- Почти за десять дней до этого, - рассказал он президенту, - вы разговаривали с командиром штурмовой группы и добровольческого отряда "Ветераны", которые провели, на наш взгляд, уникальную операцию, пройдя по трубе на юг Авдеевки, зайдя в тыл к противнику - почти три с половиной километра - и развернув там довольно существенный плацдарм, к которому потом еще три дня пробивались остальные войска, что было сделано успешно.
Причем на этом направлении был налажен объективный контроль нанесения ударов, передвижения войск противника как днем, так и ночью. "Поэтому все то, что происходило у противника в ту ночь, и последующую, и до этого, у нас, к сожалению, зафиксировано - не специально, но мы должны были контролировать, куда мы наносим удары, чтобы не бить по пустым площадям, а наносить совершенно конкретные, точные удары", - отметил Шойгу, добавив, что таких высокоточных ударов было примерно 460 каждые сутки.
По его словам, уходя, противник оставлял много пленных, раненых, бросил много оружия, в том числе много ПТУРов (противотанковых управляемых ракет) и ПЗРК (переносных зенитных ракетных комплексов). "Собственно, все это сейчас прибирается. Большая работа идет по разминированию. Оставлено много чего. Но с пониманием того, что выход был действительно бегом и хаотичный, специально заминированных каких-то объектов нет", - сказал Шойгу.
Потери ВСУ под Авдеевкой за последние два дня (17 и 18 февраля) составили 2400 солдат, также доложил Шойгу. "Это большие потери", - сказал он. Министр заметил, что укрепрайон ВСУ в Авдеевке создавался девять лет. "Девять лет день за днем делались подземные ходы, бетонные сооружения, делались специальные линии для того, чтобы можно было передвигаться, не выходя на поверхность", - рассказал он. Поэтому слом сопротивления противника здесь - большой успех смешанной группировки войск, всех без исключения частей и соединений. "Можно, конечно, отметить и Воздушно-космические силы, и армейскую авиацию, штурмовую авиацию. Здесь многое и многое зависело от того, дадим ли мы хоть на какое-то время передышку противнику", - заметил Шойгу.
"Что касается в целом ситуации в Авдеевке, - это безусловный успех, я вас поздравляю", - согласился Путин. "Его нужно развивать. Это тоже очевидная вещь. Но развитие должно быть хорошо подготовленным, обеспеченным и личным составом, и вооружением, и техникой, и боеприпасами", - поручил Верховный главнокомандующий. Он также заявил, что все участники операции по освобождению Авдеевки заслуживают "самых высоких наград, поощрений и слов благодарности со стороны России".
Обсудили и ситуацию в Крынках. Путин заявил, что этот населенный пункт на левом берегу Днепра фактически взят под контроль российских военных, лишь "человека три-четыре то ли в лесах, то ли в вырытых норах там прячутся". Шойгу в свою очередь сообщил, что на месте при помощи громкоговорителей объявляют о необходимости сдаться оставшимся военным. "Крынки зачищены. Мы встали фактически по всему побережью реки Крынки и Конки. На сегодняшний день там не только наблюдательные пункты - там стоят войска", - подтвердил министр.
При этом он подчеркнул, что Крынки - не "маленький, промежуточный населенный пункт, в котором ничего особенного не происходило". "Там намечалось основное место прорыва и туда было сосредоточено четыре бригады 30-го корпуса морской пехоты противника", - рассказал министр, добавив, что это хорошо оснащенные соединения, которые "должны были осуществить прорыв через Днепр и создать плацдарм для дальнейшего продвижения и развертывания сил". Российские военные не позволили противнику расширить этот плацдарм несмотря на то что "с левого берега шли постоянные обстрелы, очень активно работала артиллерия, очень активно работали FPV-дроны и беспилотники".
В интервью ТАСС Шойгу высказал мнение, что освобождение Крынок Вооруженными силами РФ ставит точку в украинском контрнаступлении. В целом, по его словам, в ходе контрнаступления Киев задействовал огромные силы, однако не смог "дойти даже до первой линии обороны, а их дальше еще две". Военная наука НАТО на Украине потерпела полное фиаско, методы западных инструкторов не привели к успеху Киева, заявил Шойгу. А отвечая на вопрос президента, министр подтвердил: украинские войска управляются из штаба за пределами страны. "Они там создали какой-то штаб за рубежом, за границей Украины, который реально и планирует все эти операции?" - спросил Путин. "Да, Владимир Владимирович, это даже не внешнее управление, это просто управление всеми силами", - ответил Шойгу.
Во время встречи Путин поднял еще одну важную тему. "Мы категорически всегда были против и сейчас против размещения ядерного оружия в космосе. Наоборот, призываем соблюдать все договоренности, которые имеются в этой сфере", - заявил президент. Он выразил недоумение, что на Западе вокруг этого в последнее время поднимается шум. "У нас этого нет, и они знают, что у нас этого нет, тем не менее поднимают шум", - заметил Шойгу. Он считает, что Запад может делать это по двум причинам. Во-первых, с целью "напугать сенаторов и конгрессменов, чтобы продавить выделение средств, которые якобы направлены не просто для Украины, а чтобы противостоять России и нанести ей стратегическое поражение". Во-вторых, это может быть неуклюжей попыткой Запада подвигнуть Россию к возобновлению диалога по стратегической стабильности.
Президент согласился с оценками. "Что касается космоса, то в космосе мы делаем только то, что есть у других стран, включая Соединенные Штаты. И вы правы, они об этом знают", - заявил Путин. "А что касается переговоров, мы никогда не были против переговоров, мы всегда были за, - подчеркнул российский лидер. - Что касается стратстабильности, мы и здесь никогда не отказывались от диалога".
При этом, говоря о поведении США, он заметил: невозможно одновременно пытаться нанести стратегическое поражение России на поле боя и вести с ней переговоры о стратстабильности, "полагая, что одно не связано с другим". "Мы ничего не отвергаем, ни от чего не отказываемся, но надо разобраться в том, чего они хотят", - заметил Путин. Он добавил, что если Запад хочет добиться односторонних преимуществ, то этого не будет. "Тем не менее по вашей линии и по линии МИД, конечно, контакты возможны", - сказал Путин, обращаясь к Шойгу. Просто все, что представляет для нас стратегическую опасность, мы будем обсуждать только в едином комплексе.