Почему в московском метро пахнет пионами, а в минском поет малиновка?
За ответами наши корреспонденты спустились в столичные подземки.
Сама идея ароматизировать подземку впервые возникла еще пять лет назад - в 2019 году в поездах Филевской линии метро запахло сакурой и лаймом. Затем запахи появлялись у станций на Кольцевой, Арбатско-Покровской и Замоскворецкой линиях. Цель была одна - создать пассажирам в пути хорошее настроение.
Известно, что ароматы выбирают на год. Вот и в этом году москвичам уже традиционно предложили поучаствовать в голосовании и выбрать запахи для нескольких московских станций. Всего на выбор парфюмеры разработали 10 вариантов - от экзотических фруктов и ягод до запаха зимнего леса. Москвичам понравились ароматы пиона и тонка. И теперь запах белого пиона можно уловить на автовокзалах "Центральный", "Саларьево", "Северные Ворота" и эскалаторной галереи на Воробьевых горах, а на пересадочном узле "Деловой центр", который объединяет БКЛ, Солнцевскую и Филевскую линии, пассажиры могут насладиться ароматом тонка, напоминающим запах ванили. Как пояснили в департаменте транспорта Москвы, на станциях установили диффузоры, которые распыляют выбранные ароматы. Концентрация регулярно меняется в зависимости от температуры воздуха, количества пассажиров и их пожеланий. Эксклюзивные ароматы Московского транспорта безопасны и гипоаллергенны.
Впрочем, помимо приятных запахов, пассажиры московской подземки могут доставить себе еще одно удовольствие - познакомиться, не выходя из метро, с настоящими артефактами. Известно, что в отделке полусотни станций использованы материалы, содержащие окаменелости аммонитов, кораллов, наутилусов и других древних животных.
Так, на станции "Парк Победы" Арбатско-Покровской и Солнцевской линий пассажиры могут найти самый большой из сохранившихся в облицовке московского метро аммонитов - животных, вымерших десятки миллионов лет назад. Этот головоногий моллюск-аммонит имеет диаметр 60 сантиметров. Кстати, "Парк Победы" считается самой богатой на окаменелости станцией, ведь в ее облицовке можно найти целые захоронения моллюсков.
Другие крупные аммониты вместе с иглами морских ежей и фрагментами стеблей морских лилий можно увидеть на станции "Электрозаводская" Арбатско-Покровской линии. Там же внимательный пассажир найдет самого крупного наутилуса московской подземки. Другие представители этого вида - дальнего родственника осьминогов, кальмаров и каракатиц - встречаются на станциях "Добрынинская", "Площадь Ильича", "Павелецкая" и "Лубянка". А вот на станции "Арбатская" пассажиры могут найти самую большую колонию кораллов, которая занимает всю длину колонны с одной из сторон.
На выходе из метрополитена на станции "Китай-город" можно увидеть одну из исторических достопримечательностей столицы - белокаменный фундамент Варварской башни. Эта башня когда-то была частью Китайгородской стены, построенной в первой половине XVI века и соединявшейся с Кремлевской стеной. Сама Китайгородская стена была снесена в 1934 году. Сейчас ее изображение можно найти только на старых фотографиях, а потрогать можно только сохранившиеся до наших дней фрагменты. Один из них как раз и расположен на выходе из "Китай-города".
Уникальное зрелище представляет собой и единственный в метро подземный действующий фонтан на "Римской", украшенный коринфскими колоннами и скульптурами основателей Рима Ромула и Рема.
Помимо этого, в московском метро, не выходя на поверхность, можно попасть в читальный зал! Под библиотеку стилизована одна из станций - "Рассказовка", открывшаяся в 2018 году. На ее платформе расположены шкафы-картотеки с QR-кодами, наведя на которые камеру смартфона, можно бесплатно скачать одну из множества предложенных на выбор книг. Сейчас проект реализуется не только на "Рассказовке", но и на всех станциях Кольцевой ветки через стойки "Живое общение".
В московском метрополитене также создаются условия для слабовидящих и незрячих пассажиров. Так, на днях на нескольких станциях метро были установлены тактильные напольные указатели. Они призваны предупредить слабовидящих пассажиров о препятствиях на пути их следования. До конца года планируется установка тактильных напольных указателей еще на 22 станциях.
Первый и единственный белорусский метрополитен с его нынешними тремя линиями и 33 станциями - один из самых молодых на просторах бывшего СССР. В этом году исполняется 40 лет с момента открытия движения поездов. Особенности минской подземки - скромная глубина заложения станций и компактность. А следовательно, максимальная практичность. Казалось бы, не до сюрпризов. Но нет, архитекторы и инженеры умудряются на фоне популярности типовых решений делать подземные пространства неповторимыми. Особенно ярко это видно на недавно открытых станциях.
Вот, например, "Малиновка", названная в память о расположенной когда-то на поверхности одноименной деревне. Станция стилизована под малиновый сад, ее колонны оформлены как стволы деревьев. А еще иногда здесь звучит пение птиц малиновок - дежурный по станции включает запись в дневное внепиковое время в перерывах между движением поездов. Прибывая на соседнюю станцию "Петровщина", пассажиры оказываются под сводом ночного неба, где в качестве звезд - светоизлучающие диоды. Искать созвездия не стоит - расположены они хаотично, но все равно картина завораживающая. На готовящейся к открытию в этом году станции "Аэродромная" (на месте бывшего аэропорта) пространство над платформой также напомнит небесный свод, только светильники будут ассоциироваться с облаками.
При спуске в минское метро пассажиры, зачастую не ощущая этого, погружаются в глубину истории. Она совсем рядом, за стенами тоннелей и перронов. Например, в 1970-х строители при рытье котлована станции "Октябрьская" в самом центре города обнаружили бивни мамонта. Парой десятилетий позже в районе "Борисовского тракта" разрыли целое кладбище древних животных - такого, говорят, не находили ни в одной стране Европы. Среди костей оказался фактически полный скелет лесного слона. А сразу за стенами станции "Немига" расположено Минское замчище - место, где, как считается, многими веками ранее зародился город. Архитектурные (и не только) артефакты сейчас законсервированы. В будущем на площадке замчища планируется создать музей в нескольких уровнях.
В Минске нет метромостов в их классическом понимании. Зато есть самый настоящий подземный метромост между станциями "Пролетарская" и "Тракторный завод". Там вторая линия подземки пересекает сверху Слепянскую водную систему. Тоннель устроили на поверхности, а потом засыпали грунтом. Гуляющие в тех краях слышат звуки проходящих подземных составов, но не понимают, откуда они доносятся.
Что еще? На "Могилевской" на уровне касс находится самый настоящий музей - выставочная экспозиция по истории Минского метрополитена. На "Вокзальной" - скульптура "Древо дорог", причем дополнительным символом современных коммуникаций при переходе отсюда на другую линию служит не эскалатор, а горизонтальный траволатор. На "Юбилейной площади" многие любуются скульптурой "Солнце" - с разных ракурсов солнечный диск виден по-разному. На недавно открывшемся стартовом отрезке новой, третьей линии безопасность пассажиров обеспечивают автоматические защитные экраны по краям платформы. В отличие от Санкт-Петербурга, где подобную функцию на старых станциях выполняют перегородки, отделяющие островную платформу от расположенных по бокам путей, они прозрачные.
А еще в минской подземке есть живая достопримечательность - Метрович. Несколько лет назад этого персонажа придумали для помощи в обучении пассажиров правилам безопасности. Со временем из видеороликов добродушный усатый мужичок в синей форме перекочевал в реальность: в виде ростовой куклы он путешествует по школам, а иногда его можно увидеть и на подземных платформах. Если вдруг встретите, не удивляйтесь, в том числе и на станциях, которые готовятся к открытию в 2024 году. Их три, и здесь, говорят, также будут свои фишки. В частности, тонированный бетон с динамичной подсветкой, которая сможет изменять цвет в течение дня.