Как отметил руководитель рабочей группы по международному позиционированию, член общественного совета при Минобрнауки Дмитрий Гришанков, задолго до событий 2022 года отмечалось, что международные рейтинги часто становятся инструментом конкурентной борьбы на рынке труда и на рынке образования.
- Нам нужно создавать свои площадки, и поэтому возник Московский международный рейтинг "Три миссии университета", - сообщил Дмитрий Гришанков. - На сегодняшний день это наиболее представительный рейтинг - 2000 университетов из 112 стран, включая 457 вузов России, он основан на объективных показателях, учитывает специфику РФ, близкую другим странам - БРИКС, ШОС, ЕАЭС.
Сегодня "Три миссии университета" - это целое "семейство". Сюда входят специальные рейтинги (по медиаактивности, например), рейтинги по направлениям, локальные и предметные рейтинги вузов. В них Россия уверенно занимает 5-6 место по количеству и качеству университетов мирового уровня.
Президент Нижегородского государственного университета, вице-президент Российского союза ректоров Роман Стронгин уверен: российская система высшего образования должна учитывать общемировые тренды. Однако в условиях возрастающего западного давления важно, чтобы российское высшее образование стало одним из гарантов суверенитета страны.
- Главное отличие семейства рейтингов "Три миссии университета" - возможность впервые учесть миссию вуза, его роль в обществе, - отметил Роман Стронгин. - Нам всем нужен международный рейтинг вузов для честного рейтингования. И "Три миссии" могут стать началом.
На какие критерии нужно обратить внимание при оценке? Вот мнение вице-президента РАН Степана Калмыкова.
- Специалисты академии ежегодно обрабатывают до 50 тысяч экспертных заключений и выяснили интересный факт: две трети тем научных исследований никем не востребованы, - отметил Калмыков. - Поэтому предлагаю учитывать при составлении рейтингов не только сам факт наличия научных публикаций у сотрудников вуза, но и такой критерий как востребованность проводимой научной работы. Без этого довольно сложно понять, кому вообще нужно то, чем занимается вуз в фундаментальном или прикладном направлении.
Однако его коллега, академик РАН Алексей Хохлов заметил, что критерий востребованности научных работ - все-таки вещь довольно субъективная, так как кто-то же должен определять, востребована работа или нет.
- А вот цитируемость - другое дело, - подчеркнул академик Хохлов. - Если исследования кому-либо интересны, на них ссылаются.
Ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко согласился с мнением коллег о необходимости создания собственной рейтинговой системы. Однако задался вопросом - а зачем, собственно, нужны рейтинги, чего мы добиваемся с их помощью? По его мнению, главные "действующие лица" здесь - государство, которому важно знать, как распределять ресурсы, и абитуриенты, которые решают, куда пойти учиться. Причем для российских абитуриентов рейтинги играют меньшую роль, так как часто молодёжь опирается на мнение родственников и знакомых. А вот для иностранцев это действительно может стать единственным источником информации.
- Но нам надо уметь вычленять те ниши, в которых мы лидируем по соотношению "цена-качество", - сделал акцент Владимир Шевченко. - То есть нужны детализированные рейтинги, по предметам, областям, направлениям. В каких-то вузах у нас лучше всех дела в одном направлении, например - в медицинской подготовке или программировании, в каких-то - в другом, например, в ветеринарии и авиастроении.
В завершение дискуссии ректор Российского нового университета Владимир Зернов привел случай из собственной практики.
- Много лет назад, когда на одном из международных семинаров мы только начинали обсуждать тему рейтингов, наш выдающийся соотечественник, советский и российский учёный-физик Николай Карлов спросил, какова объективность этого процесса и на каком месте, к примеру, будет МГУ, - вспомнил Зернов. - Зарубежные коллеги ответили так: "если МГУ не входит в число лидеров, значит, рейтинг необъективен".