Воронежцам показали "Сон смешного человека"

Моноспектакль "Сон смешного человека" по одноименному рассказу Федора Достоевского вошел в репертуар Арт-центра "Прогресс" в Воронеже. Молодой артист Георгий Яковлев представил исповедь своего героя как тихий, сбивчивый, но уверенный манифест. Призыв обратиться к евангельским истинам и вернуть понятиям о "черном" и "белом" их исходные значения.
Молодой артист Георгий Яковлев представил исповедь своего героя как тихий, сбивчивый, но уверенный манифест.
Молодой артист Георгий Яковлев представил исповедь своего героя как тихий, сбивчивый, но уверенный манифест. / Андрей Парфенов

Эта новелла при жизни классика была напечатана лишь однажды, но впоследствии получила довольно большую известность. Из странной истории "смешного" с детства человека Достоевский приходит, по сути, к картине апокалипсиса - причем апокалипсиса, который сегодня воспринимается как обыденность.

Напомним: герой, умный и гордый, мучится от равнодушия к миру и чуть не кончает с собой, но во сне оказывается восхищен в некий мир всеобщей любви, развращает его обитателей, познает собственную подлость и, проснувшись, приносит покаяние. У писателя история строится как бы на цветовых инверсиях, игре противоположностей. То, что виделось светлым и разумным, оказывается мраком и подлостью. Райская любовь в мире, пригрезившемся герою, отравляется грехопадением, ведущим к аду.

Так же и спектакль - игра на контрасте. Мрачная гордость в начале - сумасшедше-наивное самоотречение в финале. Черный халат - белое исподнее. Грифельная доска - мел.

Яковлев будто доказывает перед зрителем сложную теорему, ключ к которой открылся ему в том самом фантастическом сне. Плотный, местами сбивчивый, нервный и очень вдохновенный текст непросто воспринимать на слух. И чтобы публика не потеряла нить, он создает что-то вроде опорного конспекта, выписывая на доске отдельные слова или фразы, вытирая каракули тряпкой и снова рисуя их - эврика, нашел!

В Воронеже "Сон смешного человека" уже шел 30 лет назад. В 1994 году моноспектакль по этому рассказу играл в Камерном замечательный актер, ныне заслуженный артист России и руководитель Школы русского театра в Париже Олег Мокшанов. Теперь он выступил консультантом для коллеги. Георгий Яковлев служит в труппе того же Камерного, но развивает и отдельный проект "ДРАМАтизация". Новый спектакль - его авторская работа. Внешне более эмоциональная, взрывная, чем когда-то у Мокшанова, но продиктованная, наверное, тем же стремлением - нащупать опору на почве хаоса.