Вновь рожденный: чем уникален Ту-160М, за штурвалом которого побывал Путин
Для начала немного истории. Этот легендарный самолет, за свой изящный вид получивший второе имя "Белый лебедь" был разработан еще в 1970-е годы, но по сей день остается мощнейшим в мире ударным сверхзвуковым самолетом. На Казанском авиационном заводе серийный выпуск машины начался в 1984 году. После развала Советского Союза производство Ту-160 остановили. Но предприятие продолжало обслуживать находящихся в строю "Белых лебедей". А спустя годы белоснежный стратег обрел здесь вторую жизнь.
Как пояснил "РГ" директор конструкторско-технологического цеха Александр Ромадановский, за время эксплуатации оборудование Ту-160 устаревало, требования к самолетам изменились. К тому же часть комплектующих изготавливалась раньше на территории всего Советского Союза, а теперь все эти производственные цепочки оказались оборваны. Так было принято решение о глубокой модернизации Ту 160.
- Мы заменили большую часть оборудования, автоматическую бортовую систему управления, комплекс управления топливом, авиационную систему, вооружение, - рассказывает директор КБ. - Новая информационно-управляющая система позволила отказаться от аналоговых приборов. Кабина самолета полностью цифровая.
По словам замначальника летной испытательной станции и начальник инженерно-авиационной службы КАЗ Дмитрия Колесова, отличить на глаз Ту-160М от старой версии смогут только специалисты.
А внутренне это совершенно другой самолет, - поясняет он. - Прежним остался фюзеляж. Улучшились его летные и эксплуатационные характеристики, облегчилась работа экипажа, - пояснил он.
В 2018 году президент России поставил задачу организовать постройку совершенно нового Ту-160, что называется, с нуля. Это стало вызовом для КАЗ: проекты таких масштабов не реализовывались с советских времен. Воссоздание производства "Белого лебедя" стало импульсом для модернизации всего завода.
Самолет нужно было делать по новым технологиям, в том числе и для сокращения производственного цикла. Потребовалось оцифровать всю конструкторскую документацию. Трудности были связаны с освоением той технологии, по которой производились Ту-160. Какие-то компетенции были упущены или оказались за пределами России. Работа проводилась огромная. Основной задачей стало восстановление лучевой сварки центральной балки самолета. К счастью, все оперативно удалось наладить.
В январе 2022 года произошло историческое событие. Вновь построенный Ту-160М совершил первый полет с аэродрома КАЗ. Самолет поднялся на высоту 600 метров и выполнил несколько несложных маневров. Полет продолжался около получаса.
По характеристикам изготовленный с нуля "Белый лебедь" ничем не отличается от модернизированной версии Ту-160М.
Нам посчастливилось побывать в цехе, где собирают ракетоносцы.
- В настоящее время происходит стыковка фюзеляжа. Все комплектующие на данный момент поставлены, - поясняет замначальника производства по сборке фюзеляжа Алексей Шаландин.
Крылья Ту-160М собирают в отдельном цеху. Затем их соединят с фюзеляжем, и самолет обретет привычный облик.