В июне 1973 года на областном слете юных друзей кино побывал Станислав Говорухин с фильмом "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо". После показа - традиционное общение с публикой. И один младшеклассник из города Волжского спросил: "А почему у вас Куравлев дублирован, а не говорит своим голосом?" Говорухин был страшно удивлен, что ребенок заметил это. И он ответил, что пошел на дубляж сознательно, чтобы зрители не узнавали голос артиста, ассоциирующегося с комедиями. Поэтому Робинзона озвучивал Алексей Консовский, когда-то сыгравший принца в "Золушке".
Когда режиссер-мультипликатор Вячеслав Котеночкин приехал на встречу со зрителями в Волгоград, вышло лишь семь выпусков "Ну, погоди!". Но это уже был всесоюзный хит. Поэтому Котеночкина ждали не только дети, но также их родители. Режиссер признался зрителям, что Волка он срисовал с себя. В альбоме Зои Абрамовны сохранился сделанный специально для нее "автопортрет" Котеночкина. Аниматор шариковой ручкой изобразил себя в виде Волка. Но кошачья фамилия не просто же так досталась. Вячеслав Михайлович оказался большим любителем рыбы. Зоя возила его вместе со Станиславом Говорухиным за город на уху по-волгоградски. Мастера остались в восторге.
Возможно, современный зритель и не сразу вспомнит актрису Зою Федорову. Но ее Горпину Дормидонтовну в "Свадьбе в Малиновке" трудно забыть. У Федоровой была очень тяжелая судьба, к сожалению, совсем не исключительная для ее поколения. На Волге артистка запомнилась, прежде всего, тем, что не хотела принимать ни одного сувенира с изображением Сталина. Она даже фамилию этого правителя слышать не желала. Имела все основания. Еще в 1946 году ее приговорили к 25 годам лишения свободы с конфискацией имущества. За "шпионаж". Потому что у нее случился роман с американским военно-морским атташе Джексоном Тейтом. От той любви родилась дочь Виктория - она тоже станет актрисой, а потом эмигрирует к отцу. В исправительно-трудовых лагерях Зоя Федорова провела семь лет, до смерти вождя. Сталинские репрессии коснулись также ее отца и двух сестер.
Своей тезке Финкельштейн подарила пол-литровую банку черной икры, которую привез знакомый браконьер. С этим гостинцем Федорова и улетела из Волгограда в Москву.
В мае 1975 года в Волгограде прошел международный кинофестиваль антифашистского фильма. Приехало около 200 кинематографистов со всего мира. Зоя Финкельштейн руководила службами переводчиков и творческих встреч. Если сегодня среди режиссеров много женщин, то тогда это была преимущественно мужская профессия. И почти все гости обхаживали первую красавицу Наталью Фатееву. Кроме одного итальянского режиссера, который с интересом поглядывал на юношей.
- Фестиваль был на высоком подъеме духа. Для всех победа была святое, ведь прошло не так много лет, в городе было полно ветеранов. Никакой идеологической обработки не чувствовалось. Тогда был действительно патриотизм, настоящий, - вспоминает Зоя Абрамовна.
Самой громкой премьерой стала лента Сергея Бондарчука "Они сражались за родину", съемки которой только что закончились в Волгоградской области. Михаил Шолохов дал согласие на экранизацию лишь при условии, что фильм будет сниматься на месте реальных событий. На встречу с волгоградцами приехали сам Бондарчук, Владимир Досталь, Георгий Бурков, Лидия Федосеева-Шукшина, Иван Лапиков и другие члены съемочной группы.
За каждой зарубежной делегацией на кинофоруме закрепляли нашего кинематографиста. Так, болгар везде сопровождал Петр Тодоровский. Он был душой фестивальных компаний. Однажды они поехали в ресторан "Белый аист". И Тодоровский предложил соревнование, кто знает больше русских песен. Казалось бы, много ли шансов у иностранцев? Но болгары победили наших соотечественников. Петру Ефимовичу пришлось признать поражение.
Наталья Варлей свою артистическую карьеру начинала в Волгограде. Правда, не в кино, а в цирке. Именно на Волгу она впервые в составе своей труппы приехала на гастроли. Но потом были визиты и в качестве киноактрисы. Однажды Зоя Абрамовна провожала молодую Варлей в Москву. Но была нелетная погода, пришлось вместе заночевать в гостинице аэропорта. К девяти утра Наталье надо быть на озвучании на "Мосфильме", а рейс все откладывают. Тогда Финкельштейн уладила проблему через свои связи в Союзе кинематографистов. На прощание она подарила любимой артистке свои синие туфли на высоком каблуке, которые подходили к ее шикарному платью такого же цвета.
Вадим Абдрашитов запомнился как не очень общительный человек. Но внимательный. По дороге из кинотеатра "Юбилейный", где показали его "Парад планет", в гостиницу он решил проверить, все ли части пленки на месте. И обнаружил, что киномеханик перепутал и положил в ящик упаковки фильмокопий последнюю часть голливудского блокбастера "Спартак", а не его картины. Интеллигентный режиссер, к удивлению сопровождающих, крепко выругался. Рано утром пришлось в срочном порядке звонить в кинотеатр и гнать такси, чтобы привезти к самолету оставленную там часть. В общем, в Волгограде Абдрашитов поволновался за целостность своего фильма.
Обычно артисты приезжали на три дня: суббота, воскресенье, понедельник. За три творческие встречи им платили 150 рублей - неплохо по тем временам. В 1982 году зрительские сердца покорил Владимир Коренев, которого все помнят как Ихтиандра в "Человеке-амфибии". Даже спустя 20 лет после выхода своего главного фильма Коренев был очень популярен и по-мужски привлекателен.
Поселили его в гостинице Дома офицеров, в самом центре города. Свое обаяние в Волгограде артист обратил на кудрявую подругу Зои Финкельштейн Светлану, за которой принялся ухаживать, хотя привык очаровывать всех и сразу.
Михаила Кононова народ знал прежде всего как Нестора Петровича из "Большой перемены". Он был вспыльчивым, невероятно упрямым и бескомпромиссным. Только с Олегом Далем они понимали друг друга. Любопытно, что на творческих встречах он показывал и комментировал фрагменты из фильмов, где играл не главные, а только второстепенные роли. Артист в тот момент переживал тяжелый период: непростые отношения с женой, переезд в деревню. Он выглядел уставшим от жизни. Об этом говорит и его автограф, оставленный в том самом альбоме Финкельштейн: "Здоровья! Всех благ в жизни! А я - оторванный листок, куда паду - мой уголок". И рядом пририсовал увядающий лист.
Григорий Чухрай был участником Сталинградской битвы. Он мечтал снять фильм об этом, но его режиссерская концепция всегда расходилась с мнением кинематографического начальства. В Волгоград он приезжал пять раз - и не только как кинодеятель, но и как ветеран 62-й армии на встречи с сослуживцами. В автографе режиссера так и написано: "Зое от сталинградца".
В 21 год с воздушно-десантным соединением Чухрай попал на Волгу. Здесь его ранили в ногу. Потом он рассказывал, как в марте 43-го его эвакуировали из Сталинграда. Началось таяние, и повсюду стоял смрад, ведь под снегом было неимоверное количество трупов.
В 1978 году Зоя Абрамовна организовала для Григория Наумовича прогулку на яхте, а за Волгой его ждал завтрак на траве. Останавливался он всегда в гостинице "Октябрьская". А творческие встречи проходили в кинотеатре "Победа". Зоя постоянно сопровождала Чухрая, а ходила она в то время очень быстро. И режиссер постоянно останавливал ее: "Ты что, не помнишь? Я ранен в ногу, я не могу так быстро ходить".