Всего в 2023 году ЦБ получил 325,3 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг. Это на 7,7% меньше, чем в 2022 году, в том числе, за счет сокращения жалоб, связанных с санкционными тематиками.
Количество жалоб на кредитные организации в 2023 году снизилось по сравнению с прошлым годом на 5,7%, до 163,7 тысяч. Почти четверть (23,7%) из них связана с вопросами потребительского кредитования. На организации страхового рынка (преимущественно услуг по ОСАГО) и участников корпоративных отношений, поступило 57,3 тысячи жалоб, а на микрофинансовые организации - 45,1 тысяч. От общего числа жалоб на НПФ пришлось всего лишь 0,2%, при том, что клиентская база негосударственных пенсионных фондов сегодня достигает 40 млн клиентов.
В тройке лидеров тем, по которым обращаются россияне в части НПФ:
При этом, с годами существенно снижается число жалоб граждан на незаконные переводы пенсионных накоплений из СФР (ранее ПФР) в НПФ или между самими фондами: в 2021 году таких обращений в ЦБ было 1166, в 2022 году - 601, в 2023 году - 306 обращений.
Более чем на четверть (28%) сократилось число жалоб, связанных с порядком назначения выплат в рамках обязательного пенсионного страхования: часто застрахованное лицо желает получить единовременную сумму, но согласно регламентируемым законом порядком (если сумма накоплений гражданина превышает определенную норму), фонды должны начислить застрахованному лицу срочные выплаты, которые подразумевают выплату пенсий в течение определённого периода - нескольких месяцев или лет.