Как принималось решение о создании компании?
Светлана Дергачева: В январе 2022 года компания ABBYY, в которой работала наша команда, вывела из реестра отечественного ПО ключевые продукты, передала права на них своим американским юридическим лицам и в марте 2022 года запустила процесс ухода из России. При этом часть команды российского офиса четко для себя решила - продолжать работать с пользователями решений ABBYY и потенциальными клиентами в России. В апреле с этой целью была создана компания Content AI. Далее были проведены переговоры с ABBYY с целью заключения лицензионного договора, что позволило бы нам сохранить всемирно признанные технологии в России.
Content AI создавалась как независимая компания, такой и остается. Мы получили аккредитацию Минцифры РФ и полностью соответствуем требованиям российского законодательства. Нам удалось сохранить в России уникальные технологии распознавания и интеллектуальной обработки информации, а также сильную команду с огромным опытом, которая с 90-х годов развивает решения для интеллектуальной обработки документов. Компании такого уровня имеют высокую ценность для научно-технологического развития страны.
Но как удалось сохранить права на технологии ABBYY?
Светлана Дергачева: Можно сказать, что мы воспользовались ситуацией. ABBYY свой бизнес в России сворачивала, получать здесь прибыль больше не могла, но клиенты-то продолжали пользоваться продуктами. Мы обеспечили безболезненный для пользователей уход ABBYY из России, так как взяли на себя обязательство по их технической поддержке и сопровождению, а также предоставили заказчикам возможность перехода на аналогичное по функциональности ПО, но отечественного происхождения. За предоставленное нам право на модификацию продуктов ABBYY мы осуществили единоразовый лицензионный платеж, и на этом все условия контракта были выполнены. Мы использовали лицензированные технологии, чтобы создать и выпустить собственные продукты.
В числе наиболее известных решений - универсальная платформа для интеллектуальной обработки информации ContentCapture (аналог продукта ABBYY FlexiCapture - ред.) и многофункциональный редактор ContentReader PDF (аналог легендарного FineReader PDF - ред.). Новые решения не уступают по функциональности, качеству и точности распознавания данных своим "прародителям", а в ряде моментов даже превосходят их. Это стало возможным, потому что с 2022 года Content AI развивает продукты по собственным сценариям, ориентированным на задачи российских заказчиков.
Насколько известно, головная компания Content AI зарегистрирована в Турции. Так ли это и зачем нужно?
Светлана Дергачева: Мы специально открыли турецкое юридическое лицо, чтобы сделать возможным заключение лицензионного договора с ABBYY. Это была вынужденная мера. Подбирали страну, приемлемую для обеих сторон сделки. Самое главное, что турецкая компания на 100% принадлежит россиянам. Также важно подчеркнуть, что права на производные продукты, которые включены в реестр отечественного ПО, принадлежат российской компании ООО "Контент ИИ", конечные владельцы которой граждане и налогоплательщики РФ, постоянно здесь проживающие.
В чем заключается интеллектуальная обработка информации и почему она так важна для бизнеса?
Светлана Дергачева: Автоматизация обработки документов - это чуть ли не ключевая задача для цифровой трансформации бизнеса. Программные решения в этой области позволяют оптимизировать операционные расходы, снизить риски дорогостоящих ошибок, повысить точность обработки документов, с большей эффективностью использовать сотрудников. Особую роль здесь играют принципиально новые подходы. Например, в наших продуктах мы используем нейросетевые технологии, которые позволяют распознавать данные с большой точностью, в том числе русский рукописный текст, и упрощают процесс обработки различных типов документов. Заказчики постоянно предъявляют новые требования: безопасность, высокая адаптивность, гибкость, простота внедрения, использования и обслуживания, совместимость продуктов с ОС на базе Linux. Решения Content AI всему этому отвечают в полной мере. А если по каким-то параметрам мы видим зону для роста, то сразу приступаем к улучшениям.
Как ранее был устроен российский рынок автоматизации обработки информации и как он выглядит сегодня?
Светлана Дергачева: До 2022 года на российском рынке распознавания и интеллектуальной обработки информации лидировала компания ABBYY. Отдельные решения отечественных и западных разработчиков не могли составить ей конкуренцию. Сегодня картина выглядит иначе. Уход иностранных игроков позволил российским компаниям заявить о себе. Сразу несколько крупных вендоров выпустили продукты для распознавания и обработки данных или внедрили модули с такой функциональностью в СЭД\ECM-решения.
Однако нужно понимать, что любому новому продукту, тем более если речь идет об интеллектуальной начинке, требуется время на "созревание", обкатка на большом количестве проектов, притирка с различными системами внутри ИТ-ландшафта заказчиков. Только пройдя этот путь, можно говорить, что новый софт готов заменить зрелые решения. Content AI выпустила свои IDP-продукты на основе лицензированных технологий ABBYY, поэтому перед нами такой задачи не стоит, и это, безусловно, дает нам определенное преимущество перед другими игроками рынка.
А какая главная задача стоит перед компанией сегодня?
Светлана Дергачева: Тут все просто - обеспечить государственных клиентов и крупный бизнес передовым во всех отношениях ПО. И для этого у Content AI есть все возможности: высокая степень зрелости OCR- и NLP-технологий, которые развивались в нашей стране более 30 лет, интеллектуальные решения высокого качества и широкой функциональности, развитая сеть партнеров в регионах. И, конечно, команда первоклассных специалистов. Сейчас мы активно разрабатываем кросс-платформенные версии продуктов для работы как на Windows, так и на Linux. Это нужно, чтобы компании и госведомства при переходе на Linux могли осуществить миграцию без приостановки рабочих процессов. Получается весьма успешно. Так, недавно мы выпустили кросс-платформенную версию ContentCapture. Этот продукт в потоковом режиме распознает любые типы документов, классифицирует их, верифицирует и передает извлеченную информацию в целевую систему. Для многих наших заказчиков - крупнейших игроков финансового сектора, ритейла, промышленности - это решение стало важным элементом ИТ-инфраструктуры.
Как оцениваете ход импортозамещения на рынке ПО?
Светлана Дергачева: Председатель правительства Михаил Мишустин, глава Минцифры Максут Шадаев, руководители профильных комитетов Госдумы много делают для ускорения темпов импортозамещения. Сегодня отечественным компаниям предстоит пройти важный этап - массовое внедрение отечественных продуктов. Опереться можно на опытных вендоров со зрелыми продуктами, которые смогут обеспечить внедрение софта на несколько тысяч рабочих мест и предоставлять качественную техподдержку. Компании из разных секторов постепенно переходят на новое российское ПО, но заметный процент все еще работает на иностранных решениях по объективным причинам, в первую очередь в промышленности. Мы ожидаем, что в течение ближайших 2-3 лет с отладкой процессов внедрения, решением задач совместимости различного ПО и появлением положительных крупных примеров переход будет ускоряться.
Чувствуете поддержку государства в части развития ИИ-технологий?
Светлана Дергачева: Да, она очевидна. И это понятно: искусственный интеллект сейчас является одним из важнейших направлений ИТ. Сюда обращены взгляды инвесторов и бизнеса, законодателей и правительства. России крайне важно выдерживать скорость не только внутренней, но и международной технологической гонки, связанной с ИИ. Отдача для экономики от внедрения инновационных решений будет колоссальной. По оценке правительства, объем российского рынка ИИ-технологий вырастет к 2030 г. минимум в два раза и достигнет около 20 млрд рублей. И господдержка вендоров в этом вопросе имеет большое значение.
Несколько решений Content AI отобраны ИЦК и ЦКР (индустриальные центры компетенций импортозамещения цифровых решений в ключевых отраслях экономики (ИЦК), а также центры компетенций по развитию российского общесистемного и прикладного программного обеспечения (ЦКР) - ред.) для замещения зарубежных аналогов. При этом мы сегодня не используем грантовую поддержку для выпуска нового софта и ведем разработку продуктов полностью за счет собственных средств.