По данным Социального фонда (СФ) КР, цифровое пенсионное удостоверение обладает такой же юридической силой, как и его бумажный аналог. Разница между ними лишь в том, что доступ к первому можно получить через мобильное приложение "Тундук".
- Для этого необходимо скачать приложение, пройти авторизацию с помощью облачной электронной подписи, которая выдается бесплатно и в онлайн-режиме через саму программу, перейти в раздел "Цифровые документы", где и будет находиться ваше электронное пенсионное удостоверение, - пояснили в Соцфонде.
В минцифры корреспонденту "РГ" уточнили: если этого не произойдет, необходимо обратиться в СФ для проверки сведений о вас в базе данных.
По словам аналитика госучреждения "Тундук" Зарины Молдокуловой, в цифровом пенсионном удостоверении представлены фото гражданина, его фамилия, имя, отчество, персональный идентификационный номер, номер пенсионного дела, сумма пенсии и прочая информация. "Электронная версия была готова еще в конце прошлого года и загружена в приложение, но работала в тестовом режиме. Полноценное ее применение началось в 2024-м", - сказала она.
В последние несколько лет у кыргызстанцев - в случае необходимости получения госуслуг - появляется все больше возможностей пользоваться "небумажными" сервисами. Сегодня гражданам КР, к примеру, могут выписать цифровой больничный. По информации минздрава, за первые шесть недель наступившего года было сформировано более 22 тысяч листов временной нетрудоспособности в электронном формате. "Это тот же больничный, который организации здравоохранения раньше выдавали в бумажном виде, а теперь заполняют, передают и хранят с помощью специальной информационной системы. Такой документ имеет юридическую силу", - подчеркнули в минздраве.
Кроме того, на каждого кыргызстанца сформирован цифровой профиль здоровья, в котором содержится личная медицинская информация - результаты лабораторных исследований, статус застрахованности, данные о госпитализациях и вакцинациях.
Минтруда предоставляет 21 услугу в электронном формате. "Гражданам больше не нужно предоставлять документы и справки, которые требовали у них раньше. Теперь все необходимые сведения передаются посредством системы межведомственного электронного взаимодействия, - отметили в ведомстве. Благодаря цифровизации упрощены процедуры освидетельствования, переосвидетельствования и установления факта инвалидности.
Всего же, по данным минцифры, на государственном портале электронных услуг сегодня доступно 150 сервисов, а в мобильном приложении "Тундук" - более 50. Количество его пользователей уже превышает 1,5 миллиона человек.
Садыр Жапаров, президент КР:
- Мы живем в XXI веке. Сегодня все развитые страны перешли на цифровые технологии. А у нас, чтобы получить справку, люди до сих пор ходят в айыл окмоту (сельские управы. - Прим. ред.) или центры обслуживания населения. А ведь можно зарегистрироваться в сети "Тундук" и получить любую справку или оплатить коммунальные услуги не выходя из дома, с помощью компьютера или смартфона. В настоящее время для этого созданы все условия.
Расходы бюджета на бумагу, ручки и карандаши только в течение прошлого года сократились почти в два раза. Это свидетельствует о том, что половина государственных учреждений уже перешла на "цифру".