Хореографом новой постановки выступил заслуженный деятель искусств РФ, бывший премьер Мариинского театра Вячеслав Самодуров, хорошо известный петербургскому зрителю. Буквально год назад он поставил в театре Якобсона балет "Озорные частушки" на музыку Родиона Щедрина и вполне заслуженно получил за это Высшую театральную премию Санкт-Петербурга "Золотой Софит" в номинации "Лучший балетный спектакль".
Именно "Озорные частушки" и открыли вечер - как своеобразная презентация фирменного ультрасовременного стиля театра Якобсона.
Как отметил художественный руководитель театра Андриан Фадеев, на это и был расчет - продемонстрировать преемственность новаторских традиций, которые заложил Леонид Якобсон в 20-м веке и которые театр бережно переносит в век 21-й.
Уникальная геометрия движений и супрематических костюмов в "Озорных частушках" идеально рифмуется с диссонантной музыкой Щедрина и лишний раз подчеркивает безупречную синхронность кордебалета. А яркий задник - то ли ориентальный ковер с золотыми кистями, то ли огромный ярмарочный платок - усиливает впечатление праздника.
Сразу за спектаклем Вячеслава Самодурова показали все семь миниатюр из цикла "Роден" - одной из самых гениальных постановок Леонида Якобсона на музыку Дебюсси, Прокофьева и Альбана Берга.
"Вечная весна", "Поцелуй", "Вечный идол", "Отчаяние", "Экстаз", "Паоло и Франческа" и "Минотавр и нимфа"… Во время премьеры миниатюр в 1958 году на сцене Кировского (Мариинского) театра Якобсон пошел на компромисс и одел танцовщиков в легкие хитоны, сегодня эта постановка дается согласно изначальному авторскому замыслу - фигуры, облаченные в телесные комбинезоны, на сцене выглядят застывшими мраморными изваяниями, волшебно оживающими при звуках музыки.
Многие режиссеры-хореографы не раз отмечали: сложно повторить нюансы спектаклей Якобсона, ведь как всякий большой мастер он делал свои работы, исходя из индивидуальности исполнителей. Однако Дмитрию Соболевскому, бывшему премьеру балетной труппы Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, удалось воспроизвести уникальный стиль первых спектаклей, его яркий дебют в "Минотавре и нимфе" привел в восторг публику.
Премьера одноактного балета "598 тактов" на музыку Баха, но не Иоганна Себастьяна, а его второго сына, Карла Филиппа Эммануила, завершала вечер.
Математически выверенное название отсылает к концерту № 19 для фортепиано с оркестром - в произведении действительно 598 тактов. Название балету дал хореограф Вячеслав Самодуров, объяснив его так: "Главное в спектакле - музыка", что вполне логично. "Гамбургский" Бах во второй половине 18-го века был популярен едва ли не больше своего отца и оказал огромное влияние на творчество, например, Гайдна и Бетховена. Моцарт и вовсе утверждал: "Он отец, мы - дети. Тот из нас, кто чего-либо стоит, научился у него".
Роскошная музыка Карла Баха родом из Галантного века становится одним из главных действующих лиц спектакля, определяя его ритм и дух. А замечательный ансамбль солистов (Вероника Стерхова, Галина Михирева, Мария Репетиева, Кирилл Вычужанин, Вячеслав Спильчевский, Марсель Казыханов, Гасан Аллахвердиев) и артистов балета следует за партитурой, создавая новую музыкальную реальность.
В спектакле нет четкого сюжета, его рождает танец. Сценография лаконична. Стулья, вазы и позолоченные подсвечники, которые носят туда-сюда слуги в богатых камзолах и напомаженных париках, - единственный реквизит на сцене. Движения слуг нарочито церемонны и даже скупы. А вот господа, напротив, живут увлекательно и динамично, в танце есть и романтичные дуэты, и любовные треугольники, и личные драмы. И вся эта светская жизнь проходит под снисходительным взором невозмутимых слуг, давая ощущение истории, подсмотренной в замочную скважину. Усиливают это ощущение трико телесного цвета, в которые хореограф-постановщик одел господ, сделав их трогательно-беззащитными перед все понимающими взглядами своих лакеев. "Кто в этой истории господа? Кто слуги? В ком зритель увидит позицию силы?" - Самодуров предлагает ответить на этот вопрос зрителю.
В марте премьеру увидят во Владивостоке на Приморской сцене Мариинского театра.