"Экорай" вблизи мегаполиса ищут многие, в основном полагаясь на логику: чем дальше от промышленных предприятий, тем лучше. Но, как оказалось, такой подход не всегда объективен. В поисках истины экологи решили действовать комплексно: наложили на карту местности данные из разных источников о качестве компонентов окружающей среды и отразили все объекты потенциальной опасности. "Картина получилась любопытная и не всегда совпадающая со стандартной оценкой. К тому же пригород - активно меняющаяся территория, поэтому на первом варианте не остановились и продолжаем развивать проект", - пояснила "РГ" Анастасия Кузнецова, эксперт и координатор проектов Окружной гильдии экологов.
Проверяли в первую очередь по стандартному набору: вода, земля, воздух?
Анастасия Кузнецова: Это классика. Состояние воздуха, конечно, наиболее важный фактор. Поэтому близость крупных промышленных предприятий, уровень их выбросов - тема номер один. Но старались учесть как можно больше и других источников негативного воздействия, формирующих антропогенную нагрузку на территорию: близость магистральных автотрасс, ЛЭП, районов радиационного загрязнения, полигонов размещения отходов, воздушных коридоров взлета и посадки самолетов.
А самолеты-то причем?
Анастасия Кузнецова: В летящем высоко в небе самолете ничего страшного нет. Но в местах взлета, посадки, разворота авиалайнера возможен выброс максимального количества загрязняющих веществ. К тому же близ аэродрома всегда повышена шумовая нагрузка. Не учитывать это нельзя, поэтому прорисовали традиционные глиссады близ аэропорта Кольцово.
Откуда поступала информация и насколько она открыта?
Анастасия Кузнецова: Велосипед не изобретали. У специалистов нашей ассоциации большой опыт работы с данными экологического мониторинга, поскольку давно занимаемся оценкой воздействия промышленных предприятий на окружающую среду. Есть набор открытых информационных источников и официальных данных, которые ведомства обязаны регулярно публиковать. В частности, работают посты наблюдения за состоянием воздуха Росгидромета. Контролирующие органы - Росприроднадзор, Россельхознадзор, министерство экологии и природных ресурсов области - регулярно проводят проверки земельных, водных объектов.
Большинство данных доступно для изучения, они ежегодно публикуются в госдокладах, но человеку, не погруженному в тему, сложно сориентироваться в потоке информации. Ну а мы провели детальный анализ, оценили существующие проблемы и интегрировали данные в карту, показав наглядно всю ситуацию.
Были ли сюрпризы? Жители считают, что территория чистая, а на деле не все так хорошо…
Анастасия Кузнецова: Больших неожиданностей не было, но кое-где пришлось переменить сложившееся мнение.
Пожалуй. Вижу на карте рядом с поселком Большой Исток Сысертского района темное пятно. Эта территория далека от крупных заводов, я всегда была уверена в ее экологической чистоте. Откуда грязь?
Анастасия Кузнецова: Близ города активно развиваются транспортно-логистические предприятия со складами, автопарками. Опять же ранее сельхозпредприятия, а в этом районе их было множество, активно использовали химические удобрения - эта зона являлась территорией с повышенным применением агрохимикатов, и след в земле остался.
Экологическая обстановка меняется. Земли того же Восточно-Уральского радиоактивного следа (ВУРС) 50 лет считались непригодными для земледелия и проживания. Сейчас период полураспада основных изотопов прошел и негативное воздействие резко снизилось. Но территория все равно на вашей карте заштрихована красным. Вы проводили исследования, брали пробы, чтобы понять, сохраняется ли опасность?
Анастасия Кузнецова: Нет, на такой обширной территории провести комплексные лабораторные исследования, определить превышение ПДК загрязняющих веществ практически невозможно. А вот на конкретном небольшом земельном участке - реально. И мы это делаем. Для получения объективной картины наши эксперты подключают аккредитованные лаборатории.
Какой из загрязняющих факторов самый динамичный и непредсказуемый?
Анастасия Кузнецова: Свалки отходов, особенно незаконные. Они возникают стихийно, десятками и требуют постоянного внимания. За последние несколько лет какие-то места несанкционированного размещения мусора уже ликвидированы и рекультивированы, другие - возникли.
При работе над картой учитываете ли вы анонсируемые проекты промышленного производства, программы развития территорий?
Анастасия Кузнецова: Мы имеем их в виду, но анализ проводим преимущественно постфактум.
Но в итоге может получиться, что человек обосновался с семьей в экологически чистой зоне, построил дом, завел хозяйство, развивает бизнес, а тут выясняется, что власти планируют поблизости развитие производства. Пример - планы открытия в Сысертском районе огромного комплекса по складированию и переработке коммунальных отходов.
Анастасия Кузнецова: Территория вокруг большого города априори предполагает возможность появления нежелательного соседа. Тень мегаполиса неизбежна, он развивается, расширяется за счет соседних земель. И, когда возникает дилемма - сохранение первозданных природных комплексов или развитие экономики, приходится искать компромисс. В итоге власти и бизнес ищут приемлемое решение: как достичь экономической целесообразности и соблюсти экологический баланс. Специально для этого проводится оценка воздействия на окружающую среду на предпроектных стадиях и на этапе проектирования.
Необходимо разумно подходить к выбору территории для развития производственных объектов. По логике, потенциально грязное производство разумнее строить там, где уже снижено качество определенных компонентов среды. Например, мы всегда рассматриваем возможность создания новых объектов размещения отходов на уже нарушенных землях - к примеру, там ранее был некий промышленный объект, но заброшен. Таким образом мы не вводим в техногенный оборот чистые земли, а новые технологии позволяют не создавать критической антропогенной нагрузки на уже загрязненном участке и постепенно ликвидировать накопленный ущерб.
Экологический фактор сейчас первостепенный при выборе места загородного проживания или отдыха?
Анастасия Кузнецова: Думаю, пока нет. Люди предпочитают баланс комфорта и экологии. Во- первых, негативное влияние той же трассы легко скорректировать, начав строительство домов на безопасном расстоянии - в среднем не менее 500 метров от дороги, высадив зеленые полосы или установив шумозащитные заборы. Во-вторых, утверждение об экологичности территории или жилья сейчас нужно доказывать - просто слово веса не имеет. Покупатель вправе затребовать у застройщика документы, подтверждающие "зеленый статус" - экологический паспорт объекта. Ну а если есть очевидные негативные факторы, стоимость квадратного метра может снизиться на 23-25 процентов.
На Урале вокруг промышленных центров уже ощущается дефицит чистой земли?
Анастасия Кузнецова: По-моему, нет. Есть возможность выбрать такие участки даже в пригородах Екатеринбурга, главное - знать, где искать.
А ваши сотрудники нашли "экорай"?
Анастасия Кузнецова: По нашему мнению, одно из самых благоприятных направлений - к юго-западу от Екатеринбурга, отделенное лесами от крупных промышленных узлов.